Детская инструментальная игровая практика - чисто сенсорные звуковые сигналы и наигрыши при играх на сугубо детских звуковых орудиях, в основном - идиофонах, мирлитонах, аэрофона. По своему строю детская инструментальная музыка тесно связана с обрядовой, пастушеской, охотничьей, но более свободна, импровизационна, мобильна, менее ограничена строгими, освященными веками конструктивными стереотипами и способами интонирования.
Детские традиционные духовые инструменты являются преимущественно сезонными. Они изготавливаются импровизационно и используются в основном в весенне-летний период. Лишь весеннее сокодвижение в клетках растений дает жизнь и звучание детским свистулькам и дудочкам; в это время легко отделяется от ствола кора, а в стручках гороха и стеблях лука отходит эндотерма.
У каждого из детей свои индивидуальные приемы игры на одном и том же инструменте, а также нередко и способы их изготовления. Сорвав травинку, соединяют ладони лодочкой и зажимают ее между двумя большими пальцами, подносят ко рту и струей воздуха извлекают короткие резкие сигналы. Лепесток мака прижимается к губам по центру плоскости пластины лепестка, - даже при легком посыле струи воздуха звучит продолжительный сигнал. И наоборот, - лишь при значительном усилии струи воздуха заставляют звучать тончайшую пленку бересты. Дети делают свистульки из «мышиного гороха» - стручков акации, из срезов стеблей трубочек одуванчиков, из «толстой косы» - стеблей огурца, тыквы, арбуза, из полого сегмента гусиного пера. Изготавливают свистульки и из косточек плодов персиков, абрикосов, слив. Чтобы косточка звучала, дети вершину ее трут об асфальт или кирпич, и как только показывается ядро, его удаляют. Играют дети и на «трубочнике», растении из семейства зонтичных. От стебля «трубочника» отрезается один сегмент с суколеном. Затем делается разрез вдоль стебля, не доходящий до суколена. Играя, кладут край вдувного отверстия в рот и энергично, с силой посылают струю воздуха. При этом ладонью руки слегка сжимают один из участков сегмента. Переставляя руку с одного места на другое, можно издавать до 5 --6 тонов.
Большой популярностью среди детей пользуется игра на стручках гороха, бобов и, в особенности, на стебле лука. Для этого срезается сегмент цветоножки лука и разрезается вдоль стебля. С края разрезанной части ногтем большого пальца слегка поддевают и расслаивают эндодерму (внутренний слой) и кожицу. Затем подготовленное место берут в рот. Играя, воздушную струю втягивают в себя. Образуются сочные, свистящие, глиссандирующие звуки, напоминающие птичьи свисты, трели.
Наиболее сложный по изготовлению и игре из детских духовых инструментов - это дудочки, которые вырезаются из веток орешника, ивняка, рябины. Делают их дети только в мае и в начале июня, когда этелий между стволом и корой еще не подсыхает и кора легко отделяется от ствола. Наблюдения над изготовлением дудочек в естественных полевых условиях раскрывают технологию этой работы. Сначала срезается ровный сегмент ветки орешника длиной 20—30 см. и диаметром 1,5-2 см. Часть коры срезается, для того чтобы держать заготовку за ствол рукой. На коре делается от 3 до 4 пальцевых отверстий, а на верхнем конце - косой срез. Затем рукояткой ножа стучат по коре, чтобы она отслоилась и, осторожно покручивая кору, снимают ее со ствола. Та часть ствола, которую держали в руке, отрезается. На стволе по центру пальцевых отверстий по всей длине ствола прорезается неглубокий желобок. И только потом кора вставляется на свое прежнее место. Такая дудка - простейший музыкальный инструмент с фиксированным строем, с тремя-четырьмя пальцевыми отверстиями.
Свои богатые традиции есть у детской игры на деревянных и глиняных свистульках (окаринах), чаще всего в форме птиц и животных. Свистульки-окарины - это разновидность флейты со свистковым устройством. В корпусе окарины проделаны пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота звучания. Свистульки-окарины настроены, как правило, в кварту (с одной дырочкой), в мажорный квартсекстаккорд или мажорное трезвучие (с двумя). Несмотря на крайне ограниченный звукоряд, детям за счет технических приемов прижатия пальцевых отверстий и разнообразия ритмического рисунка, удается исполнять оригинальные и своеобразные наигрыши. Встречается как импровизационное музицирование, так и музыкальное копирование традиционных песенных образцов произведений детского фольклора.
В детском инструментальном репертуаре встречается игра на косе. Обычно по лезвию косы выстукивают ритмические фигуры длинным гвоздем или каким-либо металлическим предметом. Также играют на «деревянке» - на полом стволе дерева или сухом полене. Ударяют двумя короткими палками поочередно, как в среднем, так и быстром темпе. На слух различаются высокие и низкие звуки как результат более сильного или слабого удара либо разных мест ударения. Исполняются как затейливые ритмические наигрыши, так и простейшие сигнальные фигуры.
Другое о педагогике:
Основные принципы системы образования в адаптивной модели
Все принципы образования адаптивной модели школы направлены на обеспечение социально-педагогических условий развития социоэкологической образовательной системы, на обеспечение ее полноценной жизнедеятельности. Все принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга. 1.Гуманизация образования означает, чт ...
Содержание экологического образования в сфере формирования экологических
представлений личности
Первой задачей экологического образования является формирование у личности системы адекватных экологических представлений. Важнейшей характеристикой экологичной личности является психологическая включенность в мир природы, которая, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени обусл ...
Проблемы деятельности учреждений дополнительного
образования
Дополнительное образование детей наиболее приближено к запросам населения, призвано гибко реагировать на новые образовательные потребности, что требует от руководителей учреждений новых знаний в области менеджмента. Ключевой проблемой, влияющей на качество дополнительного образования детей, его дос ...