Метод активизации возможностей личности и коллектива

Страница 3

На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствование других психических познавательных процессов, в условиях реформируемой школы исследования акцентируются на актуализации возможностей развития логичности и креативного мышления учащихся, определяющих проявления активности познавательной деятельности. В отношении познания, активность выражается в наличии познавательных интересов, освоения навыков получения информации и оперирования ею, сформированности саморегуляции поведения.

Г.И. Щукиной познавательная деятельность характеризуется как интеграция поисковой направленности в учении, познавательного интереса и его удовлетворения, при помощи различных источников знаний, благоприятных условий осуществления деятельности.

Активность учения, освоения содержания определяет степень, интенсивность, прочность «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания, стремление к самостоятельной деятельности, сознательное выполнение заданий, систематичность обучения, стремление повысить свой личностный уровень.

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Активизация познавательной деятельности учащихся предполагает использование методов и приемов обучения, направленных в первую очередь для осуществления мотивационного компонента обучения, самостоятельного получения знаний, выработке ориентировочных основ действия учениками .

Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны: отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, ставить вопросы своим товарищам и учителю, рецензировать ответы товарищей, оценивать ответы и письменные работы товарищей, объяснять более слабым ученикам непонятные места, самостоятельно выбирать посильное задание, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи или проблемы, создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий, решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения .

Метод «Активизация возможностей личности и коллектива» разработан академиком Международной академии высшей школы, доктором педагогических наук, профессором Галиной Александровной Китайгородской. На протяжении многих лет этот метод успешно используется в практике обучения на разных уровнях системы образования.

В его основе лежит концепция интенсивного обучения. Понятие «интенсивное обучение» связано прежде всего с двумя именами – болгарского ученого, врача-психотерапевта по специальности Георгия Лозанова и русского методиста профессора Галины Александровны Китайгородской. В 1966г. в Софии был основан научно-исследовательский институт сугестологии, который возглавил Г. Лозанов. Суггестология – это наука об ускорении гармонического развития личности и раскрытия его разносторонних резервных возможностей – памяти, интеллектуальной активности, творческих способностей. Суггестология была положена в основу суггестопедичного направления в обучении, в частности обучении иностранных языков. Основная идея суггестопедии – раскрытие и развитие всесторонних резервных возможностей личности. В суггестопедии используются не только возможности интеллекта, но и эмоциональная сфера личности. Понятие активизация и есть ключевым элементом в концепции интенсивного обучения. Активизация – это процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния. В своем исходном значении слово «интенсивный» с латинского «intensus» означает напряжение, то есть активность за единицу времени. В этом случае понятие «интенсивное обучение» интерпретируется как динамизм, активность во взаимодействии преподавателя и учебной группы, а также учащихся между собой. Именно состояние активности преподавателя и учащегося обеспечивает высокий уровень интенсивности, напряжения учебного процесса, сопровождающееся максимизацией объемов учебного материала и усилий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое о педагогике:

История экологической этики
Этические взгляды по отношению к природе высказывались в самое разное время в самых разных странах. Будда провозгласил принцип непричинения вреда другим живым существам. Мухаммед защищал животных от жестоких людей. Пифагор и Плутарх говорили о добром отношении к животным. Святой Франциск Ассизский ...

Игры с передвижением по карте, плану, схеме
В играх с использованием карт, планов, схем, таблиц могут участвовать как отдельные ученики, так и команды учащихся. Игра обычно представляет собой поиски наиболее удачного (короткого, интересного, удобного и т.п.) маршрута. В некоторых играх используется кубик, на шести гранях которого нанесены то ...

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского
В своих многочисленных работах: «Великая дидактика», «Предвестник всеобщей мудрости», «Общий совет об исправлении дел человеческих», «Лабиринт света и рай сердца», «О культуре природных дарований» и др. Коменский излагает свои взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, чел ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru