Нужно построить учебный процесс так, чтобы отношение к объекту, изучаемому предмету, оформлялось через отношение к другому человеку: соученику, учителю, а отношение к другому – через третьего, а не через объект, – это значит обеспечить слияние общения – обучения. Тогда в центре педагогического процесса оказывается не отношение к объекту, а отношение людей друг к другу по поводу объекта.
Для преподавателя интенсивного обучения это особо важное качество, так как он должен уметь строить общение в учебной группе по типу реального общения, «вплетая» в этот контекст неформального личностного общения учебный материал, упражнения.
Принцип игровой организации. Преподаватель создает упражнения для решения конкретных учебных задач на определенном языковом и речевом материале, а затем комбинирует их в сценарии занятия. Коммуникативные задания в упражнениях формулируются как естественные жизненные ситуации, исходя из конкретного языкового и речевого материала, который запланирован преподавателем для определенного этапа его отработки. Постоянная смена ролей и ситуаций на занятиях способствует поддержанию мотивации речевых действий учащихся при большом количестве повторений одних и тех же языковых единиц и грамматических явлений, что является необходимым условием для формирования прочного и гибкого речевого навыка.
Игры, ролевые игры весьма разнообразны, но хотелось бы привлечь внимание к таким формам группового общения как круглый стол, групповая дискуссия, мозговой штурм. Наибольший интерес, особенно для продвинутого этапа обучения, представляет групповая дискуссия. Именно в ходе групповых дискуссий контекст общения создается самими учениками, и поэтому процесс смыслообразования предстает в своем, так сказать, первозданном виде. Это свободное смыслообразование стимулирует дальнейшее общение и, соответственно, ведет за собой речевую активность участников .
Опыт интенсивного обучения по методу активизации позволяет сделать вывод о больших потенциальных возможностях и целесообразности использования ролевого общения в обучении. Эта идея была поддержана лингвистами, утверждающими, что фактор ролевого обучения языку становится одним из существенных учебных приемов в достижении цели приобретения достаточной речевой компетенции .
Процесс обучения иноязычному речевому общению – это двусторонний процесс, в котором многое приобретает не только учащийся, но и учитель. (Г.А.Китайгородская. с.63) Принцип коллективного взаимодействия определяет такой способ организации учебного процесса, при котором: учащиеся активно общаются друг с другом, обмениваясь учебной информацией, расширяя за счет этого свои знания, совершенствуя умения и навыки; между участниками складываются благоприятные взаимоотношения, служащие условием и средством эффективности обучения и творческого развития каждого; условием успеха каждого является успех остальных. То есть особую значимость приобретает вопрос о типах учебного взаимодействия. В методической системе используются многие различные способы учебного взаимодействия, дополняющие друг друга и придающие учебной деятельности коллективный характер. Среди них следующие:
1. одновременная работа в парах, диадах;
2. одновременная единая или дифференцированная работа в триадах;
3. одновременная единая или дифференцированная работа в микрогруппах по четыре человека;
4. работа в командах, две микрогруппы;
5. учащийся – группа;
6. преподаватель – группа;
7. преподаватель – микрогруппа.
Недостаточно дать ребятам указание работать вместе. Необходимо, как подчеркивает Р.Славин, чтобы у них была действительно серьезная заинтересованность в успехе друг друга. Кроме того, поощрение успеха, достигнутого по отношению к результатам, ранее полученным учеником, оказывается значительно эффективнее, чем поощрение учащихся в сравнении друг с другом, поскольку в этом случае учащиеся понимают, что стоит стремиться к улучшению собственных результатов для блага всей группы.
Другое о педагогике:
Использование воспитывающих ситуаций для детей экспериментальной группы на
уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки
адекватная самооценка школьный воспитывающий С целью формирования адекватной самооценки младших школьников нами был проведен формирующий эксперимент, в основу которого положена выдвинутая нами гипотеза - воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьник ...
Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых усло ...
Сольфеджио: содержание понятия. Связь сольфеджио с другими дисциплинами ДМШ
Само понятие «сольфеджио» как учебная дисциплина курса детской музыкальной школы может быть истолковано в узком и широком смысле. Сольфеджио в строгом смысле слова – это умение читать ноты, владение нотной грамотой. Вместе с тем в программу сольфеджио в детской музыкальной школе (под «детской музык ...