III уровень успешности – Вова Б. (77,5%).
Как видно из полученных данных состояние устной речи учеников одного класса далеко неодинаково. Однако ясно прослеживается сходство несформированности определенных сторон речи у некоторых учащихся. Так, у Ярика и Сергея обследование выявляет выраженную несформированнность сенсомоторного уровня речи: фонематического восприятия, артикуляционной моторики и слоговой структуры слова. В тоже время хорошо сформированы навыки языкового анализа. Состояние грамматического структурирования и словообразовательные процесс намного ниже показателей остальных детей. Отмечаются определенные трудности в понимании логико-грамматических конструкций. Состояние связной речи на невысоком уровне.
У Дениса и Кати приблизительно одинаковые результаты обследования. У этих учащихся плохо сформировано фонематическое восприятие и звуко-слоговая структура слова. В коррекции нуждаются навыки языковог оанализа, формирование грамматического сторя речи. Видна несформированность словообразовательных процессов и связной речи.
У Вовы Б. третий уровень успешности состоянии устной речи. Его показатели значительно отличаются от показателей его одноклассников.
Анализ сопоставленных результатов обследования помог выделить по схожести несформированных сторон речи отдельные микрогруппы и наметить направления коррекционной работы.
Устранение дислексии, вызванной системным недоразвитие речи помимо коррекции фонетико-фонематическихпроцессов, должно решать следующие задачи:
- количественное и качественное обогащение активного словаря ребенка;
- развитие навыков словоизменения;
- уточнение значений синтаксических конструкций;
- развитие навыков построения связного высказывания.
Основные задачи коррекции дислексии, обусловленной ФФН:
- формирование точной дифференциации фонем русского языка;
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова;
-закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза речевых единиц;
- коррекция дефектов произношения.
В практической части работы были изучены экспериментальные исследования чтения в школе VIII вида.
Сравнивались две программы в общеобразовательной и коррекционной школах. Для сравнения были взяты программа «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» и программа под редакцией В. В. Воронковой для специальных образовательных учреждений VIII вида.
Затем было проведено исследование навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью. Исследовательская работа проводилась в специальной (коррекционной) школе VIII вида города Смоленска, во 2 классе. В экспериментальную группу входило 5 детей. С группой работает классный руководитель: Н.Б. Миронова, психолог: Т.А. Капора и логопед: Л.Н. Устименко. Для исследования было отобрано 5 детей. Дети имеют средний уровень физического развития, отставание в умственном и психическом развитии. Дети способны устанавливать контакт как со взрослыми, так и со сверстниками, адекватная реакция на одобрение и прорицание, частично принимают помощь. Эксперимент проводился в ноябре 2010 года. Проведению эксперимента не мешали отвлекающие обстоятельства.
Изучение навыка чтения у учащихся проводилось с использованием трех текстов: стихотворения, рассказа-диалога и рассказа-монолога.
В процессе обследования изучению подлежали техническая сторона (скорость, способ и правильность чтения – количество и тип технических ошибок) и смысловая сторона чтения (понимание прочитанного). Скорость чтения фиксировалась при помощи секундомера. Для наиболее точной оценки навыка прочтение ребенком записывалось на диктофон. Проводился детальный анализ допущенных ошибок. Понимание прочитанного оценивалось по ответам учащихся на вопросы по содержанию текстов. Обобщая результаты исследования навыка чтения среди учащихся одного класса, можно отметить неравномерность в становлении как технической, так и смысловой сторон чтения.
В исследовании устной речи у детей с нарушением интеллекта использовалась специальная методика В ней использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой и Е. В. Мальцевой (Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста). Кроме этого, исследовалось понимание сложных логико-грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А. Р.Лурия. Для оценки успешности выполнения заданий методики была применена балльная система. Анализ сопоставленных результатов обследования помог выделить по схожести несформированных сторон речи отдельные микрогруппы и наметить направления коррекционной работы.
Другое о педагогике:
Формы и методы проверки знаний,
умений и навыков учащихся по математике
Изучение характера усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и развития познавательных способностей – необходимая сторона процесса обучения, составляющая внутреннее содержание каждого его звена. Основная цель проверки – определение качес ...
Сольфеджио и тренировка навыков, необходимых для музыканта. Понятие о
музыкальном слухе
Основными закономерностями строения мелодии являются лад, высотные взаимоотношения звуков и их метро-ритмическая организация. В своем единстве они определяют основную идею мелодии, ее выразительные особенности. Поэтому в работе над слуховым осознанием этих закономерностей нельзя отрывать их друг от ...
Игры с условной ситуацией при обучении грамоте
Придумай слово Цель игры. Закрепить у детей умение распространять предложение, добавляя одно слово (придумать недостающее слово, угадать задуманное слово). Ход игры. Учитель предлагает детям вспомнить игру в слова и говорит, что сегодня они тоже будут играть игру в слова, но она будет немножко иная ...