Во второй группе заданий учащимся предлагают оценить правильность предложений, составленных как в соответствии с норами языка, так и с их нарушениями.
Третья группа проб предусматривает составление предложений из слов, данных в начальной форме. Выполнение таких заданий требует от ребенка построения внутренней программы высказывания, а также его правильного грамматического оформления.
Четвертая группа заданий связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.
В пробах пятой группы предлагается образовать формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Максимальная оценка за выполнение каждой группы заданий соответствует числу проб, т.е равна 10 баллам, за выполнение всей серии – 50 баллов.
Серия IV – Исследование словаря и словообразовательных процессов (состоит из трех групп заданий).
Первая группа включает 10 проб на проверку знания словоформ, обозначающих названия детенышей, и умения образовывать такие формы от названия взрослых животных.
Вторая группа состоит из 5 проб, проверяющих умение ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы слова.
Третья группа заданий включает 35 проб, предусматривающих образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных (по 15, 10 и 10 соответственно) от существительных.
Максимальная оценка равна 10 баллам.
Серия VI – Исследование сформированности связной речи.
Детям предлагаются два задания: составление рассказа по набору сюжетных картинок и пересказ. Это самые сложные пробы методики, поэтому выполнение каждой из них оценивается в 55 баллов, что в сумме за серию составляют 30 баллов. Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи.
Максимальная оценка за успешное выполнение всех проб методики равна 200 баллам. При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если 200 баллов принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за выполнение всего теста на 100 и разделив полученный результат на 200. Такое процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из 4 выделенных уровней успешности:
IV уровень – 100-80%;
III уровень – 79,9-65%;
II уровень – 64,9-50%
I уровень – 49,9% и ниже.
Для получения индивидуального рабочего профиля необходимо оценить успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный, т.е. на 50 – для серий I, III и IV; на 10 – для серий II и V; на 30 – для серии VI).На основе полученных значений вычеркивается речевой профиль: на оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий методики в процентах, а на оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи.
Речевые пробы и система их оценки
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня развития речи.
Проверка состояния фонематическкого восприятия.
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:
ба – па - па – ба-…
ма – на – ма - на – ма- на
Вначале предъявляется первый член пары (ба-па), затем втрой (па-ба).
Оценка:
1балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – первый член воспроизводится правильног, второй уподобляется первому;
0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов,их заменой и пропусками;
0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: «Повтряй за мной движения» .
Дети выполняют упражнения.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствие всех характеристи прдъявленному;
0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;
0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкенезии, гиперкинезы;
Другое о педагогике:
История и теория возникновения тестов
Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию – то само ...
Особенности нравственного воспитания
у детей старшего подготовительного возраста
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Дети пятого года жизни действуют более целенаправленно в ...
История педагогической оценки
В начале 60-х годов XIX века в учебных заведениях Российской империи отменили телесные наказания. Были предположения, что следом за ними должна уйти и школьная оценка. Дебаты по этому поводу, периодические попытки работать без оценок длились полвека. За это время был накоплен уникальный педагогичес ...