-за урок дети освоили во много раз больше материала. При традиционном преподнесении материала учителю потребовалось бы 4-5 уроков.
-дети на уроке постоянно общались со своими сверстниками внутри своей рабочей группы, консультировались, учились совместно решать проблемы и приходить к единой цели. Ребенок всегда может спросить у своего одноклассника и посоветоваться с ним даже о том, что побоится спросить у учителя.
-урок насыщен материалом, быстрый темп урока.
-частая смена деятельности, из-за чего дети не устают (то они «набрасывали» гипотезы, то проводили исследование, то отчитывались группы, то совместно обсуждали и оценивали результаты и т.д.)
- детям дается обширное поле для развития творчества, они выполняют модели, строят гипотезы, работают со справочной литературой, создают проекты и программы.
Например, рассмотрим несколько занятий-исследований по информатике:
2 класс.
Тема: признаки составных частей компьютера. Составление своих загадок, их оформление.
Цель: расширить и углубить знания детей о составных частях компьютера, развитие критического мышления на основе анализа частей компьютера, углубить знания детей о загадках как жанре устного народного творчества, аналитических умений школьников: сопоставление, сравнение, оценка, нравственное и эстетическое воспитание.
Этапы урока-исследования |
Содержание |
Примечания |
I. Мотивация Выдвижение гипотез II. Исследование III. Обмен информацией IV. Организация информации V. Применение VI. Рефлексия. |
-Говорим мы сегодня с вами об отличительных признаках предмета. - Как вы понимаете это выражение? -У любого ли предмета есть свои отличительные признаки? -А у компьютера и его составных частей могут быть свои отличительные признаки? Дети высказывают и доказывают свои мнения. Гипотеза : у всех предметов есть отличительные признаки. -давайте эту гипотезу проверим. - А что получится, если перечислить только отличительные признаки предмета? -Давайте посмотрим. На доске записи: Машина научит считать и писать. Научит решать И знания получать. Электронно-вычислительная машина, обрабатывающая разные виды информации. -Что получилось? -О чем эти записи? (О компьютере) -Чем они отличаются? (одна написана в форме загадки, а другая –научное определение). -Какая запись вам понятнее? Почему? -Чем отличается загадка от других жанров литературы? (в ней есть рифма, у нее есть отгадка и т.д.) Дети «накидывают» самые разные свои версии, учитель записывает их на «облачках» и вывешивает на доску.
-А как вы думаете, как можно проверить, правы ли мы? Все ли признаки загадки мы написали? (можно спросить, прочитать, вспомнить, посмотреть в справочнике или энциклопедии…) -Сегодня наиболее доступные нам способ- прочитать об этом. - Положите перед собой рабочие листы, прочитаем план и само задание. Обсудив с детьми план самостоятельной работы, учитель дает возможность детям самостоятельно поработать с текстами (дети заранее поделены на группы по 4-5 человек, у каждой группы свои тексты и свои признаки. Можно одной группе предложить текст про виды загадок: незаконченные, с рифмованной отгадкой, классические и т.д., другой группе типы загадок: по похожести на отгадку, по аналогии, по отвлеченному признаку и т.д., третьей группе тексты о том, какие загадки загадками не являются (например, у них слишком много отгадок…)) После заполнения детьми рабочих листов, каждая группа представляет свои найденные факты и поясняет их примерами загадок. Так происходит отчет всех групп, все рабочие листы вывешиваются на доску. У детей перед глазами – полное представление о загадках. Учитель еще раз подводит миниитог, объединяя все сказанное детьми. -а теперь вы многое знаете о загадках, о том, какие они бывают и как их надо составлять. -я предлагаю вам составить загадки о разных устройствах компьютера, не забудьте, что в загадке отражаются только существенные признаки предмета и к одной загадке должна быть только одна отгадка. Затем мы зададим эти загадки другим группам, самые удачные и интересные мы оформим с сборник загадок о компьютере. Дети внутри групп приступают к составлению загадок. Дети загадывают загадки друг другу, учитель помогает и комментирует. -О чем мы сегодня с вами говорили? Какую гипотезу хотели доказать или опровергнуть? -Удалось ли нам это сделать? -Как? Что мы для этого делали? Что нового узнали? |
Другое о педагогике:
Перечень вопросов, выносимых на зачет
Согласно Государственному стандарту высшего профессионального образования видом итогового контроля в шестом семестре обучения по дисциплине «Формообразование» является зачет. Для получения зачета необходимо: - наличие всех работ, выполняемых в рамках практических занятий; - наличие всех работ, пред ...
Обобщение и систематизация знаний в процессе обучения
Урок обобщения и систематизации применяется вместо традиционного урока повторения учебного материала. Необходимость такого урока вызвана следующими обстоятельствами. Урок повторения, как правило, преследовал цели закрепления знаний и реализации дидактического принципа прочности знаний. Этой цели со ...
Речевые нарушения у детей
Речь - одна из самых сложных высших психических функций человека. Развить эту функцию - основная задача коррекционно-воспитательной работы. Достаточный уровень развития речи ребёнка является основой её полноценного психического развития. Нарушение речевого развития негативного влияние на формирован ...