Высокие показатели этих способностей (обычно рассматриваемых как беглость, гибкость, оригинальность и способность обнаруживать, разрабатывать и переопределять проблемы) не гарантируют творческих достижений их обладателю. Высокий уровень этих способностей, однако, увеличивает шансы личности стать творческой.
Е.П. Торренс. Руководство к тестам творческого мышления.
Программа обучения для одаренных детей должна соответствовать их специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым к обучению этой категории учащихся.
Рассмотрим в общих чертах традиционные методы преподавания. Содержание обучения на той или иной ступени отражено в количестве и качественной специфике изучаемых дисциплин. Каждый школьный предмет представляет собой более или менее замкнутое целое со своим материалом, изучаемым безотносительно к материалу другого предмета Весь материал предмета разбит на отдельные главы, части и параграфы, в основном достаточно самостоятельные и не связанные между собой внутренними содержательными связями. Содержание же каждого раздела пестрит большим количеством фактического материала, подлежащего усвоению, содержит правила и закономерности.
Такой способ подачи знаний хорошо отвечает основной задаче традиционного обучения- усвоению знаний, умений, приобретению навыков. Но открывает ли он возможности для раскрытия индивидуальности ребенка, развития его системного мышления и целостного миропонимания, наконец, творческого мышления?
Потребности одаренного ребенка в другом преподнесении материала, способствующего целостно, глобально взглянуть на мир, привели нас к идее исследовательского обучения уже на ранней ступени обучения в школе. Предмет, способный объединить в себе специфику и знания многих наук- информатика как наука об информации, в частности, об информации о мире и его устройстве, что так волнует одаренного ребенка в период младшего школьного возраста.
Традиционный способ подачи материала не способен удовлетворить и широкую любознательность одаренных детей в силу узости и жестких границ раздела изучения. Как можно в этом случае учесть широкий спектр индивидуальных различий среди одаренных детей, разнонаправленный избирательный интерес, различия в темпе и характере развития и т.д.? Возьмем, к примеру темы, которые могут быть рассмотрены обзорно в курсе информатики для начальной школы: «Монитор», «Устройства ввода/вывода», «Процессор». Этими темами конечно интересуются учащиеся начальной школы, однако для многих одаренных детей эти темы не будут интересны- в силу ли их изученности (одаренные дети часто знают гораздо больше своих сверстников), излишней конкретности (их интересуют связи, теории и отношения) или увлеченности другой темой, не предусмотренной планом. Каждая из этих тем накладывает жесткие рамки на содержание обучения, препятствующие развитию индивидуальности ребенка и возможности творить.
Важный шаг в решении проблемы- «раздвижение» рамок тем для изучения. Например, можно предложить детям тему «Устройство компьютера». Такая формулировка темы в силу включенности в нее большого количества более узких тем и проблем, способствует возникновению интереса одаренных детей к глобальным проблемам, абстрактным идеям и теориям. В то же время она позволяет изучать как отдельные устройства компьютера, так и связи между ними, возможности кодирования (на примитивном уровне, на примере картинок) и обмен кодами между устройствами, хранение и обработку информации (на самых простых примерах). Таким образом, каждый ребенок может найти себе тему, соответствующую его индивидуальным интересам. А если взять еще более широкую, глобальную тему для изучения, то легко увидеть, как стремительно расширяются и становятся практически неограниченными возможности изучения тех или иных тематических разделов, можно легко и быстро собрать воедино материал, традиционно «разбросанный» по различным дисциплинам. Самое главное для учителя в этот момент – суметь организовать исследование и дать возможность детям рассмотреть любую интересующую его тему, не притупить интересы ребенка, дать возможность раскрыться индивидуальности.
Такое преподнесение материала, довольно необычное для традиционных методов обучения, и есть исследовательские методы обучения. Ребенок на уроке- творец и исследователь, он открывает новое, расширяя границы своих знаний и разделов наук. Учитель на уроке-исследовании- умелый руководитель, консультант (он направляет деятельность ребенка, но явно не отвечает на его вопросы). Дети на таком уроке более открыты. Обычно исследование проводится в группах по 5-6 человек. Каждая группа занимается изучением своего вопроса по теме, близкого для всех членов группы. Сделав необходимые измерение, проведя опыты и завершив исследование, каждая группа готовит свои выводы, чтобы предоставить отчет о выполненной работе учителю и одноклассникам из других групп. Такое построение урока по информатике, по сравнению с традиционным уроком на ту же тему, более результативен, потому что:
Другое о педагогике:
Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных
учреждениях
Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Несмотря на то что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физи ...
Методические рекомендации по формированию связной речи
у учащихся 2-ого класса с легкой степенью умственной отсталости
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Таким образом, целью работы по развитию связной речи является - совершенствование и развитие связной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Эта цель реализуется через следующие задачи: расширение ...
Структура культуры
Структура культуры будущего специалиста состоит из следующих составляющих: мышление; эмоционально-волевые проявления; способы деятельности и поведения; ценности и ценностные ориентации; знания; опыт; традиции, нормы, связанные с историческими способами жизнедеятельности человека, семьи, сообщества, ...