Сравнив только сами конспекты уроков по одной и той же теме «Информация» для 4 классов, можно сделать уже некоторые выводы:
- в традиционном уроке учитель чаще всего сам объявляет тему и цели урока, чего не бывает в уроке –исследовании, где детская активность задействована максимально.
- в традиционном уроке опущены некоторые этапы исследования: мотивация, создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез, подтверждение гипотез.
- урок-исследование больше задействует детскую активность, более насыщенен.
-на уроке-исследовании дети узнали гораздо больше сведений. Чуть ли не в 2-3 раза. (способы получения информации, компьютер на самом деле не работает со всей информацией, получаемой человеком и т.д.)
-на уроке-исследовании роль учителя- направлять мысли детей, дети сами не замечают, что их беседа по теме урока- это исследование и что они приходят к определенным выводам. Дети активны, постоянно высказывают свои мысли, делают предположения, могут поспорить друг с другом и прийти к общему мнению.
-на этапе исследования допускается свободный обмен мнениями внутри группы.
При этом мы нисколько не умаляем традиционный метод обучения, он тоже эффективен и дает свои результаты. Только для одаренных детей его рамки слишком узки. Их мысли слишком широки и далеки от узкой темы урока. У таких детей на обычном уроке все равно возникнут вопросы, а только ли с помощью органов чувств человек получает информацию? А всю ли информацию может обработать компьютер? Такие дети подвергают сомнению каждое слово учителя и часто могут поставить его в тупик. На традиционном уроке на отвлечения и разговоры часто просто нет времени, а иногда и желания учителя, который не хочет отвлекаться от намеченного конспекта урока. На уроке-исследовании учитель готов к такому повороту событий, знает, чего ждать от своих детей, его цель –направить мысли детей, а не самому рассказать и донести тему. Это сложно. Этому можно и нужно научиться.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г.Лихтенберг
В этой главе мы постарались дать наиболее ценные указания на то, как работать с одаренными детьми в начальной школе на уроках информатики, почему одаренные дети- это особенные дети, с особым типом мышления, творческие дети.
Также мы довольно глубоко осветили вопрос, как построить урок-исследование по информатике. Ведь само исследование в корне отличается от традиционного урока, оно шире. В традиционном уроке пропущены некоторые основные этапы, необходимые для полноценного исследования. Сам урок поиска знаний как бы моделирует все этапы исследовательской деятельности человека шаг за шагом. Этап мотивации способствует зарождению мысли, идеи, из него вытекает этап предположений, поиска ответа на возникший вопрос, выдвижения гипотез. Затем следует этап проверки гипотез на различном материале. Это могут быть практические опыты, исследования, поиск ответа на вопрос в литературе, анализ каких-то материалов и многое другое. После проверки всех возможных гипотез, доказательства или опровержения их, ученик начинает систематизировать полученные материалы, делать один большой (глобальный) вывод, формулировать обобщение, важное для урока, которое в свою очередь и является «открытием» для ребенка. Это и является самым важным отличием урока-исследования от других видов преподнесения материала. У ребенка есть возможность прочувствовать, испытать все на себе, и пусть даже через ошибки, но прийти к истине. Пусть он затратит на это времени больше, чем если бы ему этот же материал преподнес учитель в готовом виде, зато он никогда не забудет выводов, к которым пришел сам, «открыл» истины еще раз для себя.
Наблюдательность, творчество, способность делать выводы, открытия не составляют какого-нибудь исключительного дара; этот дар принадлежит всем, и его надо развивать. Этот дар был бы распространен в тысячу раз более, если бы в наших школах преобладал другой метод обучения.
В.П.Вахтеров
«Одаренный… Бедный человек, чего ему только не приходится выносить в жизни! И его еще причисляют к «счастливым», не имею ни малейшего понятия о том, как ему, собственно, живется»,- писал русский философ Иван Ильин. Как же ему, в самом деле, живется, например, в школе, где он проводит большую часть своего времени?
И житейский, и научный опыт показывают, что живется такому ребенку не очень-то хорошо. Почему? Чаще всего потому, что массовая школа, работающая на «среднего ученика», часто просто не имеет возможности и сил увидеть одаренного ребенка, «повернуться к нему лицом», откликнуться на его желания, помочь раскрыть ему его возможности, обеспечить условия для самопознания и самореализации. Чаще всего учителя информатики, «зажатые рамками программы», не могут давать большое количество дополнительного материала, играть в интеллектуальные игры на уроках, решать ребусы и кроссворды. Значит, надо изменить саму методику преподавания, сделав ее самой средой для развития личности ребенка, для проявления его творчества и самостоятельности.
Другое о педагогике:
Уроки с измененными способами организации
1. Урок-лекция. Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете. Основные условия организации ...
Диагностика уровня сформированности культуры
здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и
родителей
Исследование уровня сформированности культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ДОУ "Росинка" города Ноябрьска. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Для решения поставленных задач опытно - экспериментал ...
Игры и упражнения, применяемые для развития словаря
детей
Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Прежде че ...