Учитель:
Четвертым направлением модернизма, с которым мы сегодня познакомимся, является футуризм. Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. «будущее»). Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу" футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.
Вот вам один из примеров стихотворений этого направления.
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб? .
В. Маяковский.
Учитель:
Кто автор этого стихотворения?
Ученик:
В.В. Маяковский.
Учитель:
Как вы определили, что это Маяковский?
Ученик:
Стихотворение-вызов имеет своеобразную форму стихосложения, новые образы-метафоры.
III
. Проверка заполнения опорного конспекта.
Итак, ребята, мы познакомились с 4 направлениями Серебряного века. Прослушав меня, вы должны были заполнить конспект. Проверьте правильность ответов.
Ребята, поднимите руки, кто все правильно сделал, а те, кто ошибся, исправьте недочёты.
IV
. Организация групповой работы.
А теперь я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Вам предлагается стихотворение одного из авторов, проанализировав которое, вы должны будете определить, к какому направлению модернизма относится, кто его автор, какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение, подтвердить свой ответ доказательствами. На выполнение работы вам дается 10 минут.
(На доске представлены названия 4-х направлений модернизма, портреты поэтов, репродукции картин).
Задание 1 группе
Сжала руки под темной вуалью .
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот .
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
А. Ахматова.
1911 г.
Вопросы для анализа:
1. О чем это стихотворение?
2. Какие изобразительно-выразительные средства позволяют понять состояние героев? Приведите примеры.
3. Как глаголы помогают нам понять их чувства?
4. Как вы понимаете последние слова героя?
Задание 2 группе
Стихи о прекрасной даме
Вхожу я в темныe храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
А. Блок.
Вопросы для анализа:
1. О чем это стихотворение?
2. Каково основное настроение стихотворения, интонация прочтения.
3. Попытайтесь «прочитать» его образы.
4. Какие слова создают образ Прекрасной Дамы?
5. В чем тайна его музыкальности? (какие звуки создают музыку стиха)
Задание 3 группе
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С. Есенин.
1916 г.
Вопросы для анализа:
1. О чем это произведение?
2. Какие образы помогают поэту выразить идею стихотворения?
3. Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
Другое о педагогике:
Организация исследования и анализ речевого развития
Экспериментальное изучение лексической стороны речи дошкольников с ОНР проводилось на базе ДОУ № 44 Кузяевского района г. Москвы), в течение 2 недель. Участниками эксеримента стали дети старшего дошкольного возраста (5– 6 лет). Экспериментальную группу составили 5 детей с ОНР 3-го уровня, стертая ф ...
Классификация учебных проектов
Учебные проекты находят все более широкое применение в образовательном процессе, поэтому возникла насущная необходимость в их классификации. Е.С. Полат предложена следующая классификация проектов: 1. По доминирующей в проекте деятельности
: Исследовательские проекты. Основные требования к таким про ...
Мероприятия по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования
детей «Центр эстетического воспитания детей» г.
Оренбурга
В соответствии с содержанием концепции развития дополнительного образования детей необходимо разработать мероприятия по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей. Основным направлением развития МУДОД «Центр эстетического воспитания де ...