Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
В. Соловьев .
Можно ли сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении?
Ученик
: Да.
Учитель
: Разграничим их. Каков первый мир? Назовите черты этого мира. Какую характеристику даёт ему поэт? Запишите данные определения в столбик.
Ученик
: Это мир реальный.
Видимое
Отблеск, тени
Слышишь
Житейский шум трескучий
Отблеск искажённый
Чуешь
Целый свет
Учитель
: Каков второй мир? Что говорится о нём? Запишите определения во второй столбик.
Ученик
: Мир идеальный
Незримое
Торжествующие созвучия
одно
Только то
Учитель
: Сделайте вывод об отношении Владимира Соловьёва к этим мирам.
Ученик
: Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное.
Учитель
: Сравним с этим стихотворением второе, написанное З. Гиппиус. Прочитайте самостоятельно стихотворение «Мне мило отвлеченное…».
Мне мило отвлеченное:
Им жизнь я создаю .
Я всё уединенное,
Неявное люблю.
Я — раб моих таинственных,
Необычайных снов .
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов .
В. Соловьев .
1896 г.
Можно ли сказать, что и здесь есть два мира, противопоставленных друг другу? Докажите это.
Ученик
: Да, в стихотворении З. Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» также есть мир реальный и мир идеальный, которые она противопоставляет. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»).
Учитель
: Какое явление поэтизируется лирической героиней? Мимолётно ли оно? Какому миру отдаётся предпочтение?
Ученик
: Поэтизируется область снов, которые мимолётны. Лирической героине ближе мир идеальный. Это доказывают утверждения «мне мило отвлечённое», «неявное люблю», «я – раб моих таинственных, необычайных снов». Она считает, что «здешними словами» не всегда можно передать смысл «речей единственных».
Учитель
: То есть, мы можем сделать вывод о том, что символисты относились к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма. Посмотрите ещё на одну особенность, которую мы не отметили: от какого лица написаны стихотворения? Какими чертами обладает человек, написавший их?
Ученик
: Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности.
Учитель
: Как обращается к своему читателю лирический герой Владимира Соловьёва? Почему?
Ученик:
«Милый друг», то есть он видит в читателе своего единомышленника, хочет приобщить к высшему миру тайн.
Учитель:
Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить. Именно символ и явился таким средством. Символизм, как мы уже убедились, был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства. Сейчас прозвучит музыка композитора А. Скрябина «Этюд» соч.8 №2. Внимательно послушайте её .
Учитель:
Из скольких частей состоит это произведение?
Ученик:
Музыка состоит из двух частей.
Учитель:
Какова по настроению первая часть? Какой мир воссоздан в ней?
Ученик:
Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии.
Учитель:
Отличается ли вторая часть этюда от первой, какие настроения звучат в ней?
Ученик:
Если говорить о второй части, то это – мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения.
Учитель:
Вы очень верно отметили все особенности. Возвращаясь к утверждению символистов о музыке как о высшем виде искусства, скажите, согласны ли вы с этим утверждением?
Ученик:
Да.
Учитель:
Что передаёт музыка?
Ученик:
Музыка передаёт эмоции, чувства.
Учитель:
А используются ли при этом слова?
Ученик:
Нет, в музыке и без слов всё становится ясно. Разные люди без слов могут понять друг друга.
Учитель:
Символисты, зная это достоинство музыки, зная её очарование, стремились обогатить поэтическую фонетику. Послушайте, например, стихотворение Ф. Сологуба.
Другое о педагогике:
Специфика компьютерного тестирования и его формы
Общие представления о компьютерном тестировании. С начала XXI в, в образовании при проведении тестирования стали широко применяться компьютеры. В педагогических инновациях появилось отдельное направление — компьютерное тестирование, при котором предъявление тестов, оценивание результатов учащихся и ...
Анализ современного состояния дополнительного образования
в Российской Федерации
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспита ...
Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников
С целью проверки гипотезы была проведена опытно - экспериментальная работа, которая включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 классе МОУ СОШ №1 города Богородицка в период с сентября по март. В эксперименте принимало участие 7 ш ...