Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 4

• комплексирование учебно-воспитательных задач;

• межпредметный характер содержания;

• рациональное сочетание различных методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся;

• межпредметность заданий, обеспечивающих формирование целостного представления учащихся о природных явлениях;

• взаимосвязь видов учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся;

• взаимосвязь экскурсий с предшествующими ее проведению и последующими формами организации учебно-воспитательного процесса.

С позиции теории межпредметных связей мы рассматриваем комплексные экскурсии как важнейшее дидактическое и методическое средство, позволяющее создать у учащихся целостное представление о природе; показать тесное переплетение физических, химических, геологических, биологических процессов, протекающих в ней.

Содержание таких экскурсий отражает природно-климатические, географические, флористические, фаунистические особенности региона. Это придает процессу обучения необходимую социальную значимость, способствует развитию у школьников познавательного интереса, прикладной направленности учебно-воспитательного процесса, высокой эмоциональности.

Использование комплексных экскурсий в процессе изучения всех разделов курса биологии дает возможность существенно обновить их содержание без значительного увеличения объема биологической информации за счет разработки методической стороны их организации. Главная идея комплексного подхода к изучению природы на таких экскурсиях заключается в выделении из общего объема общебиологических знаний базисных, способствующих формированию понятий о целостности природы, взаимосвязи и взаимообусловленности природных объектов, явлений, процессов.

Под комплексным подходом к организации и проведению таких экскурсий мы понимаем использование знаний из различных учебных предметов (природоведения, географии, физики, химии), при сохранении базовой дисциплины биологии, а также комплекса методов (в том числе и методов научного познания), приемов, средств и условий организации учебно-познавательной и предметно-практической деятельности учащихся, которые должны обеспечить наиболее эффективное решение поставленных учебно-воспитательных задач.

Этот подход способствует:

• организации учебно-воспитательного процесса с большей степенью подготовленности учащихся к изучению нового материала с учетом их индивидуальных особенностей;

• внедрению индивидуальных методов обучения, в том числе и активных (проблемных, алгоритмических, исследовательских и др.);

• организации обучения на базе интенсивного чередования фронтальной, групповой, индивидуальной учебной деятельности.

Ведущая идея комплексного подхода к изучению природных объектов на биологических экскурсиях - междисциплинарность, которая раскрывается:

• во включении в комплекс взаимосвязанных знаний умений из различных предметов;

• в осуществлении интеграции и дифференциации учебного материала;

• в решении в комплексе задач образования, воспитания и развития учащихся с помощью создания учебных проблем.

Комплексный подход к организации экскурсионной работы содействует обобщению ведущих биологических понятий и одновременному развитию умений сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и на этой основе делать мировоззренческие выводы.

Анализируя проблему реализации комплексного подхода к изучению природных объектов на экскурсиях, мы установили, что в методике преподавания разделов курса биологии отсутствуют конкретные методические рекомендации по отбору содержания для комплексного рассмотрения, по способам осуществления межпредметных комплексных связей. Мысль об интеграции знаний на экскурсиях не получила еще широкого распространения и должного развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Особенности образования взрослых
Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в пословицах, выражающих мудрость народов: русского ("Век живи – век учись"), английского ("Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем"), китайского ("Не бойся, что не знаешь – бойся, ...

Создание предметно – развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования трактуют понятие "Предметная развивающая среда" как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержа ...

Особенности использования деятельности и общения в воспитании младших школьников
Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. (Психологический словарь). Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства нельзя ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru