Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Педагогическая теория » Формирование нового экологического мировоззрения на уроке экологии и биологии » Экологические и биологические экскурсии как метод формирования нового экологического мировоззрения

Страница 3

Развивающая функция реализуется путем формирования у школьников системы обобщенных умений межпредметного характера на основе усвоения связей между способами учебно-познавательной и практической деятельности учащихся.

Реализация в обучении подходов, в основе которых лежит перестройка и конструирование нового содержания образования, новых методов и форм организации учебно-воспитательного процесса, характеризует конструктивную функцию комплексного подхода.

Основаниями для выделения комплексного подхода в самостоятельный методический аспект являются, по нашему мнению, следующие признаки:

• социальная направленность;

• всеобщность;

• организационно-управленческая направленность;

• отражение целостных структурно-функциональных свойств процесса обучения, единство его функций;

• обращенность к внутренним и внешним сторонам взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Комплексный подход содействует реализации всех функций обучения: формированию системных знаний, обобщенных познавательных умений, широких познавательных интересов, потребностей, мировоззренческих отношений и убеждений.

Его успешное применение связано с «мультипликационным эффектом», т.е. умножением результатов познания в отдельных учебных предметах, так что конечный итог не равняется сумме отдельных результатов, а превышает его за счет уплотнения знаний учащихся.

Комплексный подход при изучении основ естественных наук способствует выработке системных представлений и понятий, постепенно подводящих к пониманию взаимной связи и причинной обусловленности природных явлений, их познаваемости. Он обеспечивает системное построение процесса обучения, что предполагает взаимосвязь его основных компонентов (целей, содержания, методов, форм, средств), активную деятельность и взаимодействие всех субъектов обучения, создание оптимальных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса.

Комплексный подход реализует комплексное решение учебно-воспитательных задач; объединение компонентов содержания образования внутрипредметного и межпредметного характера, их обобщение на уровне понятий, теорий, способов и видов деятельности. Он предполагает комплексное использование всех познавательных средств (принципов, содержания, методов) и форм обучения (коллективной, групповой, индивидуальной; комплексных экскурсий, межпредметных конференций, семинаров, интегрированных уроков), а также средств обучения (наглядных пособий, дидактических материалов). Комплексный подход предусматривает комплексную многоуровневую, методику анализа и оценки результатов обучения (схема 1).

Этот подход в обучении биологии может быть использован для интеграции знаний и умений учащихся из разных предметов естественно - научного цикла, интеграции компонентов содержания с целью создания интегрированных курсов, разработки интегрированных уроков, семинаров, межпредметных конференций, комплексных экскурсий, т.е. интеграция, как внутренняя сторона процесса обучения, осуществляется в рамках его же организационных форм

На наш взгляд, идея комплексного подхода к изучению природы наиболее успешно реализуется в ходе экскурсионной работы.

Мы рассматриваем комплексную экскурсию как форму организации обучения и воспитания школьников, которая обеспечивает формирование у учащихся знаний, умений, навыков, норм, ценностей по различным предметам, являющихся опорными при изучении взаимосвязей в природе, деятельности человека по использованию и охране природных богатств.

В качестве отличительных признаков комплексных экскурсий мы выделяем следующие:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Современные методы обучения одаренных детей информатике
Ученик не может открывать истины для человечества, но уже известные другим знания он должен открыть или переоткрыть для себя. В.А. Брушлинский. О субъекте мышления и творчества. В обучении информатике одаренных детей параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением сред ...

Характеристика становления дополнительного образования в России
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а систе ...

Полимеры в решении сырьевой проблемы
Человеческое общество по мере своего развития входит во все большую зависимость от сырьевых ресурсов окружающей среды. Масштабы потребления некоторых веществ минерального происхождения уже приближаются, а в будущем могут превысить естественные возможности природы. Совершенно новые перспективы в пла ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru