речь недоразвитие дошкольник лексика
В процессе развития ребёнка, как общего, так и речевого его словарный запас обогащается. Одновременно с этим происходит и его качественное развитие. Поэтому когда ребёнок начинает осмысленно воспринимать значение слова, то повышается и уровень его обобщения, уровень отвлечения в содержании слов, которые он усваивает. Чтобы определить уровень речевого развития ребёнка и определить наиболее рациональные и дифференцированные пути коррекции следует знать уровень сформированности лексических и грамматических качеств дошкольника. Для этого необходимо проводить специальное, квалифицированное обследование.
Поэтому целью исследования стало выявление особенностей словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
изучить, у дошкольников с ОНР состояние словарного запаса речи и сопоставить его с результатами детей без речевых нарушений;
определить уровень сформированности словарного запаса речи у дошкольников с ОНР.
Для того, чтобы правильно понять и оценить уровень речевого развития дошкольника, предлагается использовать «Схему системного развития нормальной детской речи», составленную А.Н. Гвоздевым, где в качестве условного эталона он предлагает использовать закономерности овладения детьми родным языком. В «Схеме…» предлагается соотнести состояние речи, выявленное на обследовании, с данными условного эталона нормы, что позволяет установить фазу развития аномальной детской речи и оценить степень сформированности в ней различных компонентов языка. (Приложение 1)
Но прежде чем приступать к обследованию речи следует собрать речевой анамнез. Р.Е. Левина предлагает следующие вопросы для беседы с родителями:
1) Условия воспитания:
где воспитывался ребёнок (дома с матерью, бабушкой, в ДОУ с дневным или круглосуточным пребыванием);
каково речевое окружение: двуязычная среда, недостатки речи в семье. Получал ли логопедическую помощь, если да, то какую и в течение какого времени;
не находился ли длительно в больницах.
2) Поведение:
общается ли с детьми своего возраста или предпочитает находиться (играть) в одиночестве;
спокойный, беспокойный, ласковый, конфликтный.
3) Игры и интересы:
какие игрушки любит, использует ли игрушки по назначению или нет;
как относится к своим игрушкам: ребёнок ломает их, игрушка быстро надоедает, ребёнок предпочитает только одну игрушку и т.д.
как играет: молча или сопровождает свои игровые действия различными звукосочетаниями (не обязательно словами).
4) Моторное развитие:
умеет ли сам застёгивать и расстёгивать пуговицы, развязывать, завязывать шнурки;
какой рукой ест, держит карандаш;
если ребёнок ест или его кормят.
5) Наблюдения воспитателей:
узнать у родителей, чтоб они спросили у воспитателей: как ребёнок справляется с программным материалом (что особенно трудно даётся- рисование, развитие речи и т.д.);
если есть характеристика из ДОУ, то необходимо с ней ознакомиться.
6) Раннее речевое развитие:
когда стал реагировать на звук, узнавать близких;
когда и как протекал период лепета (активно, однообразно, неактивно);
когда стал понимать обращённые просьбы (до года, после года и т.д.);
Другое о педагогике:
Перечень вопросов, выносимых на зачет
Согласно Государственному стандарту высшего профессионального образования видом итогового контроля в шестом семестре обучения по дисциплине «Формообразование» является зачет. Для получения зачета необходимо: - наличие всех работ, выполняемых в рамках практических занятий; - наличие всех работ, пред ...
Система креативного образования и формирование творческих качеств личности
Перед казахстанскими школами стоит задача обеспечить такое образование, которое гарантирует выпускнику социальную устойчивость и мобильность, условия для его самоопределения и саморазвития. Эти социальные требования обусловили глубокие качественные изменения в школьном образовании, направленные на ...
Особенности процесса обучения в зарубежной педагогике
Нововведения в содержание обучения связываются с потребностями экономики и будущей трудовой деятельностью. При составлении ряда программ в США и Канаде обычно выделяется «ядро курсов», которое может служить основой для дальнейшего обучения и нравственного формирования человека, причем «ядра» преемс ...