Значительными недостатками методик организации экскурсионной работы, по нашему мнению, являются следующие:
• при разработке методик комплексного изучения природных объектов слабо отражена организация самостоятельной практической деятельности школьников творческого характера по изучению зоологических объектов;
• авторы методических рекомендаций для учителей часто уделяют внимание исключительно содержательной стороне экскурсий, подбору фактического, информативного материала, который должен быть изложен при проведении экскурсий;
• деятельность учащихся на экскурсиях осуществляется по детально разработанным инструкциям, которые не меняются в зависимости от развития исследовательских умений учащихся. В инструктивные карточки часто не включают вопросы, активизирующие деятельность учащихся, придающие ей исследовательскую направленность и проблемный характер.
Все это позволило нам предложить разработанную и апробированную структуру методики комплексного изучения природных объектов на экскурсиях, состоящую из следующих основных компонентов (схема 2).
Каждый из компонентов имеет свою функциональную особенность и назначение, которые в итоге дают общий результат изучения взаимосвязей в природе; формируют такие общебиологические понятия, как «целостность природы», «единство природной среды».
Организационно-целевой компонент включает действия, связанные с выбором средств педагогической коммуникации, применения совокупности способов, приемов и средств диагностирования и организации учащихся.
Функция мотивационного компонента — формирование общих и частных целей комплексного изучения природных объектов, чему предшествует анализ мотивов деятельности учащихся, обуславливающих эффективность экскурсий. При этом акцент делается на личностную мотивацию, что предполагает реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его интересов и потребностей.
Реализация личностно-деятельностного компонента позволяет вычленить учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность учащихся, связанную с установлением педагогически целесообразных отношений между учителем и учащимися в ходе решения учебно-воспитательных задач.
Средства, обеспечивающие взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся, составляют основное содержание процессуального компонента.
Творческое построение интегрированного содержания комплексных экскурсий (содержательный компонент) должно быть адекватно целям и задачам биологического образования и характеру взаимосвязанной деятельности учащихся и учителя.
Контрольно-управленческий компонент обеспечивает методическое руководство познавательной деятельностью учащихся. Его функция — композиционное построение учебного материала в соответствии с логикой содержания, выбор методов, приемов и средств на основе дидактической цели, интереса учащихся.
Исходя из того, что в поле зрения учащихся при выполнении заданий включаются разнообразные природные объекты, обеспечивающие комплексное видение изучаемых биогеоценозов и отдельных видов организмов, мы используем разнообразный арсенал методов и приемов. Это предполагает реализацию управленческих функций учителя через инструктирование учащихся, консультирование их в случае возникновения затруднений и ориентацию учеников на самоконтроль, и контроль, направленные на получение достоверных результатов исследования, комментирование увиденного в период экскурсии. Эти результаты обобщаются в виде четко сформулированных выводов, записей в дневниках наблюдений, оформленных таблицах, в изготовленных наглядных пособиях и т.д.
Определение форм результатов деятельности учащихся на экскурсиях составляет основное содержание результирующего компонента структуры методики комплексных экскурсий в природу. Результаты, полученные в ходе комплексного изучения природы, могут быть использованы для подтверждения универсальности биологических явлений и закономерностей, при рассмотрении проблем других дисциплин естественно-научного цикла, могут выступать в качестве пропедевтических и межпредметных связей.
Другое о педагогике:
Дидактические принципы, провозглашённые К.Д. Ушинским
Доступность обучения (природосообразность). К.Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем изучаемый материал должен требовать от детей определенных уси ...
Социальная работа как профессия
Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке ...
Планирование школьного курса по объектно-ориентированному программированию
Весь курс условно можно разделить на две категории или составные части: это теоретический материал курса и практические занятия учащихся за компьютерами. Теоретический материал предпочтительнее дать ученикам под запись, т.е. в виде лекций. К нему можно отнести следующие разделы курса: основные поня ...