Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами содержания комнатных растений и животных. Популярность собак, кошек, аквариумных рыбок, декоративных птиц постоянно растет. Комнатные растения можно встретить почти на каждом подоконнике. Однако живые существа в человеческом жилище не всегда выглядят здоровыми и жизнерадостными. Бледные, хилые растения в грязных горшках и вялые рыбы в запущенном аквариуме не редкость в школьном интерьере. В то же время, в школьных биологических курсах (ботаники и зоологии) уделяется совершенно недостаточно внимания освоению соответствующих технологий, хотя это всегда вызывает живой отклик и интерес учащихся.
В процессе экологического образования целесообразно познакомить учащихся с технологией содержания ближайших спутников человека – собак и кошек. Существуют специальные области науки кинология (о собаках) и фелинология (о кошках), в которых самым тщательным образом разработаны правила и приемы кормления, лечения, содержания и разведения этих животных. Учащихся также следует познакомить с характеристиками различных пород, принципами оценивания животных на выставках, приемами воспитания и дрессировки, племенной работы и т. д.
Совершенно особая технология содержания водных организмов – аквариумистика. К сожалению, во многих методических пособиях для учителей аквариумистика до сих пор представлена сведениями, взятыми из книги А.Я. Герда «Живые животные в школе», изданной в 1954г., которые благополучно «кочуют» из пособия в пособие. Безусловно, почти за полвека технология содержания аквариумных растений, беспозвоночных и рыб значительно усовершенствовалась.
Школьники должны узнать о современных способах изготовления аквариумов, их размещения, технического оснащения (освещение, обогрев, фильтрация); о различных группах аквариумных животных и растений; о приемах оборудования аквариума (подготовка и укладка грунта, заполнение водой, поставка растений); о беспозвоночных, служащих кормом для рыб (дафнии, циклопы и др.), о их добывании и сохранении; о разведении рыб и растений и многом другом. Овладение аквариумной технологией позволит школьникам открыть для себя совершенно непостижимый, фантастический мир подводной природы, мир, который продолжает оставаться для человека малодоступным и таинственным.
Содержание тропических птиц не менее увлекательное и также широко распространенное занятие. Однако по сравнению с волнистым попугаем и канарейкой, другие птицы, как в школах, так и в квартирах встречаются значительно реже. Тем не менее, такие «надежные» и совершенно одомашненные птицы, как ткачики (например, японские и зебровые амадины), могут занять достойное место среди обитателей живых уголков, если школьники будут владеть технологией содержания птиц в человеческом жилище: требованиями к помещениям для птиц (это не только клетки, но и садки, и вольеры); особенностями ухода, кормления, профилактики болезней и лечения; тонкостями разведения и селекционной работы.
Наконец, комнатные растения. Нетрудно заметить, что на подоконниках от Сахалина до Калининграда встречается скудный набор одних и тех же растений – самых выносливых, самых неистребимых неумелыми человеческими руками. Распространено ошибочное мнение, что достаточно взять глиняный вазон, насыпать в него земли с клумбы, посадить растение, а затем раз в несколько дней поливать водой из-под крана и весь технологический цикл этим исчерпывается.
Многообразие комнатных растений не уступает многообразию аквариумных рыб и, безусловно, превосходит количество видов экзотических птиц, содержащихся в жилище человека. Но, чтобы украсить интерьеры тропическим садом, необходимо освоить ряд несложных технологических приемов, связанных с подбором посуды, устройством дренажа, подбором субстратов-; правилами посадки, выбором режима освещения, полива и опрыскивания в зависимости от вида растения и времени года, применением удобрений, защитой от вредителей, наконец, с особенностями размножения различных групп комнатных растений.
Учащиеся должны знакомиться также с менее распространенными, но столь же интересными технологиями содержания террариумных животных, экзотических насекомых, мелких грызунов и т. д.
Общая стратегия содержания растений и животных заключается в отборе природных объектов, которые стали уже одомашненными, успешно живут и размножаются в неволе. Тем более, что «климатические условия» наших помещений близки климатическим условиям тропических регионов их «исторической родины». Педагогически целесообразно, чтобы школьники понимали, что животным и растениям нашей природы «лучше живется» в «родном» лесу, озере, болоте и т. д.
Второе стратегическое положение заключается в стремлении создать природным объектам условия для «полной самореализации», чтобы живые существа чувствовали себя в условиях искусственной среды всегда хорошо, могли размножаться, воспитывать потомство. В этом случае школьники действительно смогут гордиться своей технологической вооруженностью, а не ощущать себя натуралистами-тюремщиками.
Другое о педагогике:
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи физического воспитания в дошкольных учреждениях определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде . Цель физического воспитания - формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического и пси ...
Классификация выборов
Проблема выбора в психологии особенно актуально встает в настоящее время не только для подрастающего поколения, но и для каждого члена общества в отдельности. Огромный поток информации ставит человека перед многочисленными альтернативами, в которых можно определиться, имея четко сформулированную це ...
Система креативного образования и формирование творческих качеств личности
Перед казахстанскими школами стоит задача обеспечить такое образование, которое гарантирует выпускнику социальную устойчивость и мобильность, условия для его самоопределения и саморазвития. Эти социальные требования обусловили глубокие качественные изменения в школьном образовании, направленные на ...