При стихийном языковом развитии невозможно достичь высокого уровня знаний, поэтому необходимо целенаправленное обучение речевому общению. В лингвистике существует мнение, что школьник, образующий собственное слово-синоним для узуальной единицы, допускает словообразовательную ошибку, причиной которой может стать неверное установление мотивирующей единицы и неудачное установление или восстановление внутренней формы слова (ср.: прилипация вместо аппликация), а также стремление вернуть слову утраченную мотивированность (ср.: обдуванчик вместо одуванчик).
Следовательно, для предупреждения словообразовательных ошибок большое значение имеет работа педагога по изучению детской речи, т.е. по установлению причин детского словотворчества.
Исследования речевых новообразований детей дошкольного возраста показало, что слова создаются:
для обозначения нового, по мнению ребёнка, внеязыкового содержания (обзыватель);
для актуализации значения слова путём замены или добавления аффикса (нашейник);
в результате переосмысления действительности и установления нового ономасиологического признака (подметатель);
вследствие синонимии словообразовательных морфем и отсутствия сведений о формальных ограничениях в языковой системе (вертолётник);
в целях восстановления внутренней формы слова (образование деривата - синонима к непроизводной единице: лампочница).
Более целостное представление о факторах, стимулирующих словосочинительство у детей дошкольного возраста, можно получить при анализе большого количества слов-инноваций, так что проблема, которой посвящено данное исследование, остаётся актуальной для современного словообразования.
Другое о педагогике:
Сущность и содержание нравственно-трудового воспитания
дошкольников
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в мален ...
Уроки с измененными способами организации
1. Урок-лекция. Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете. Основные условия организации ...
Необходимость применения качественных задач
Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, биологией, анатомией, медициной, жизнью человека. Поэтому для многих учеников она не интересна. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и л ...