Цель этих упражнений – осуществление коммуникативной функции иностранного языка и обучение коммуникативным умениям: аудированию, говорению, чтению, письму.
Речевые упражнения – всегда творческие упражнения. Это всегда речемыслительные задачи разного уровня. Главные характеристика упражнений – ситуативность и мотивированность, то есть обеспечивающие мотивированную инициативность учащихся.
Если понимать упражнение как средство взаимодействия преподавателя и учащихся, опосредованное иноязычным материалом и определенными межличностными отношениями, тогда, вероятно, специфика интенсивного обучения проявится в основе, характере, форме и организации этого взаимодействия. В свою очередь, все характеристики взаимодействия преподавателя и учащихся отражают принципы метода активизации. Основа взаимодействия может рассматриваться на базе принципа личностно-ориентированного общения, что проявляется в обязательном наличии коммуникативного контекста, в который включены коммуникативные задания. Принцип игровой организации учебного процесса непосредственно отражен в характере взаимодействия, то есть личностном или личностно-ролевом решении коммуникативной задачи.
Формы выполнения коммуникативной задачи неотделима от принципа коллективного взаимодействия. Что же касается содержания взаимодействия, то оно отражает принцип концентрированности в организации учебного процесса и принцип полифункциональности. Это проявляется, в частности, в уровневой классификации коммуникативных упражнений.
Классификация Г.А.Китайгородской предполагает три основных уровня:
1. жесткого, максимального управления речевой деятельностью обучаемых в том смысле, что задания в упражнениях предопределяют выбор и употребление конкретных языковых и речевых средств;
2. частичного управления речевой деятельностью обучаемых, реализуемого за счет отсутствия готовой речевой модели решения коммуникативной задачи;
3. минимального управления, точнее направления речевой деятельностью обучаемых, то есть задания предполагают свободный выбор речевых и языковых средств в рамках заданной ситуации. Выбор и управление языковых и речевых средств определяются самими учащимися так же, как и линия их речевого поведения. Эти три уровня управления речевой деятельностью обучаемых образуют три уровневые группы коммуникативных упражнений, которые соотносятся с тремя этапами каждого микроцикла обучения.
Эта модель соответствует тому подходу при обучении иностранному языку, который предполагает одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в отличие от последовательного, когда сначала предусмотрено овладение языковым материалом, затем – овладение речью .
Упражнения первого типа. Можно выделить четыре подтипа упражнений, характеризующийся доминирующей функцией ориентирующего плана речевой деятельности.
Первый подтип упражнений направлен на ориентацию обучаемых в ситуациях, событиях, информации, проблемах, заложенных в содержании учебного текста. Эти упражнения носят всегда аудитивный характер и могут рассматриваться как упражнения на аудирование.
Второй подтип упражнений направлен на ориентацию обучаемых в языковом и речевом материале текста, то есть в устных средствах, способах выражения мысли, предметном содержании высказываний, их коммуникативных функциях.
Другое о педагогике:
Методическое обеспечение и контроль самостоятельной
работы
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе р ...
Методика проведения педагогического эксперимента на уровне констатирующего
эксперимента
Есть два варианта построения педагогического эксперимента. Первый – когда в эксперименте участвуют две группы детей, одна из которых занимается по экспериментальной программе, а вторая – по традиционной. На третьем этапе исследования будут сравниваться уровни знаний и умений обеих групп. Второй – к ...
Методические позиции реализации полихудожественного подхода на уроках музыкальной
литературы в ДШИ
Обучение музыкальной литературы в ДМШ - это знакомство с творчеством композиторов. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 - 15 лет). И от того, какие методы и ...