Цель этих упражнений – осуществление коммуникативной функции иностранного языка и обучение коммуникативным умениям: аудированию, говорению, чтению, письму.
Речевые упражнения – всегда творческие упражнения. Это всегда речемыслительные задачи разного уровня. Главные характеристика упражнений – ситуативность и мотивированность, то есть обеспечивающие мотивированную инициативность учащихся.
Если понимать упражнение как средство взаимодействия преподавателя и учащихся, опосредованное иноязычным материалом и определенными межличностными отношениями, тогда, вероятно, специфика интенсивного обучения проявится в основе, характере, форме и организации этого взаимодействия. В свою очередь, все характеристики взаимодействия преподавателя и учащихся отражают принципы метода активизации. Основа взаимодействия может рассматриваться на базе принципа личностно-ориентированного общения, что проявляется в обязательном наличии коммуникативного контекста, в который включены коммуникативные задания. Принцип игровой организации учебного процесса непосредственно отражен в характере взаимодействия, то есть личностном или личностно-ролевом решении коммуникативной задачи.
Формы выполнения коммуникативной задачи неотделима от принципа коллективного взаимодействия. Что же касается содержания взаимодействия, то оно отражает принцип концентрированности в организации учебного процесса и принцип полифункциональности. Это проявляется, в частности, в уровневой классификации коммуникативных упражнений.
Классификация Г.А.Китайгородской предполагает три основных уровня:
1. жесткого, максимального управления речевой деятельностью обучаемых в том смысле, что задания в упражнениях предопределяют выбор и употребление конкретных языковых и речевых средств;
2. частичного управления речевой деятельностью обучаемых, реализуемого за счет отсутствия готовой речевой модели решения коммуникативной задачи;
3. минимального управления, точнее направления речевой деятельностью обучаемых, то есть задания предполагают свободный выбор речевых и языковых средств в рамках заданной ситуации. Выбор и управление языковых и речевых средств определяются самими учащимися так же, как и линия их речевого поведения. Эти три уровня управления речевой деятельностью обучаемых образуют три уровневые группы коммуникативных упражнений, которые соотносятся с тремя этапами каждого микроцикла обучения.
Эта модель соответствует тому подходу при обучении иностранному языку, который предполагает одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в отличие от последовательного, когда сначала предусмотрено овладение языковым материалом, затем – овладение речью .
Упражнения первого типа. Можно выделить четыре подтипа упражнений, характеризующийся доминирующей функцией ориентирующего плана речевой деятельности.
Первый подтип упражнений направлен на ориентацию обучаемых в ситуациях, событиях, информации, проблемах, заложенных в содержании учебного текста. Эти упражнения носят всегда аудитивный характер и могут рассматриваться как упражнения на аудирование.
Второй подтип упражнений направлен на ориентацию обучаемых в языковом и речевом материале текста, то есть в устных средствах, способах выражения мысли, предметном содержании высказываний, их коммуникативных функциях.
Другое о педагогике:
История развития метода проекта
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, ...
Содержание трудового и профессионального образования школьников
Одним из средств личности специалиста и формирования ее профессиональной культуры выступает содержание профессионального образования. Под содержанием профессионального образования понимается совокупность профессиональных знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-тв ...
Обобщение знаний о гласных звуках и буквах, путешествие в волшебную страну звуков и букв
Закрепление знаний о гласных звуках и соответствующих им буквах. Выделение гласных звуков из слов Закрепление знаний о различии в артикуляции изученных гласных звуков. Формирование фонематических представлений детей на материале звуков [А], [О], [У], [И]. Закрепление навыка определения места гласно ...