Техника получения поделок из бумаги путём её многократного сгибания в разных направлениях называется оригами ("ори – сгибать, "гами" - бумага"). Пришла в нашу страну из Японии, где культивируется, как выражение любви к родственникам, друзьям, близким через создание таким путём красивых композиций. С техникой оригами детей знакомят с детского сада. Но, простые на первый взгляд игрушки (журавль, поросёнок) требуют огромного количества сгибаний бумаги, последовательность которых запомнить трудно даже взрослым, не говоря уже о детях. Целесообразнее говорить лишь об элементах оригами, позволяющих получит путём простого складывания, как правило, объёмную фигуру. На основе последней дети создают разнообразные фигурки.
Близка к оригами техника киригами, также пришедшая к нам из Японии. Киригами включает в себя процесс складывания бумаги в разных направлениях и надрезания. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, снежинки, цветы и т.д.
Ещё одна из разновидностей техники конструирования из бумаги – бумажная скульптура. Путём комбинирования разных бумажных форм создаётся огромное разнообразие поделок (по тематике, по конструкции).
Несмотря на привлекательность, конструирование из бумаги – сложный вид деятельности. Предполагается наличие хорошо развитых пространственных представлений; пробы, неверные действия исключаются, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя; значит нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате, как было сказано выше, у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже знакомого образца. А это не способствует развитию конструирования творческого характера, инициативного, самостоятельного.
Развивать навыки творческого конструирования можно посредством
1) разнообразной техники, начиная с более простых её видов (сминание, разрывание);
2) обобщённых способов в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объёмная скульптура);
3) создания условий (возможность поиска, разнообразие материалов и др.).
Последний приём реализуется с помощью педагога. Сам способ конструирования отрабатывается вместе с детьми вне конкретной задачи, а затем демонстрируется как основа изготовления ряда поделок. И только потом педагог даёт детям возможность самостоятельно применять усвоенные способы для новых поделок. Благодаря этому вырабатывается способность конструировать самостоятельно и творчески, используя разные техники. На основе такой общей стратегии разработана система педагогической работы.
Конструирование из природного материала, по мнению Л.А. Парамоновой, подразумевает создание разного рода целостностей путём их преобразования или соединения частей.
И.А. Лыкова в программе "Цветные ладошки" разработала новые подходы к обучению детей конструированию из природного материала. По мнению автора, вид художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов, называется экопластика. Данный термин вводится в один смысловой ряд с понятиями "конструирование из природного материала", "флористика" и "дизайн". Цель данной стратегии – создание художественного образа и композиции из отжившего или обречённого на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры.
Технология обучения конструированию из природного материала осуществляется поэтапно.
I этап – подготовка материала.
Шишки подбираются на влажной почве, так они дольше сохраняют форму. Листья собирают, когда они приобретают красивую окраску, и высушивают их в старых журналах. Лесные и грецкие орехи, жёлуди, каштаны собирают только зрелые. Семена разных растений промывают, высушивают и рассортировывают в разные картонные коробочки. Ягоды шиповника, рябины, бузины лучше использовать свежими, поэтому запасать надо в небольшом количестве, оставшиеся высушить для мелких деталей. Камешки, раковины, палочки, перья и пух промывают, высушивают и при желании окрашивают. В детском саду или дома всё просушивают, раскладывают по виду и размеру, и хранят в "дышащих ёмкостях" – картонных коробках, бумажных пакетах, деревянных ящиках, либо в одном ящике с ячейками, чтобы было удобнее рассматривать и выбирать.
Другое о педагогике:
Высокие интеллектуальные технологии обучения
К их числу можно отнести интенсивные, креативные и высокие технологии обучения. "Термин "высокая технология обучения", так же как и родовое понятие "технология обучения", привнесен в педагогику из области техники. В последнее десятилетие оказались востребованными и высокие ...
Роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего
дошкольного возраста
сюжетный ролевой игра дошкольник Проблема сюжетно-ролевой игры как основного вида деятельности - одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике. Существуют различные концепции, которые пытаются раскрыть природу, движущие силы, возможности, особенности сюжетно-ролевой игр ...
Современные методы обучения одаренных детей
информатике
Ученик не может открывать истины для человечества, но уже известные другим знания он должен открыть или переоткрыть для себя. В.А. Брушлинский. О субъекте мышления и творчества. В обучении информатике одаренных детей параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением сред ...