Методические рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Педагогическая теория » Конструирование в дошкольном образовательном учреждении » Методические рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Страница 2

В обучении художественному конструированию старших дошкольников используют сложные методические приёмы, благодаря которым возможности детей в смысле развития конструктивной деятельности расширяются.

Сочетание обучения конструированию в непосредственно организованной образовательной деятельности и целенаправленная организация конструктивной деятельности в игре являются важнейшим условием эффективности обучения конструированию в дошкольном образовательном учреждении.

Немаловажно отметить педагогическое значение эмоциональных и занимательных моментов при организации непосредственно организованной образовательной деятельности по конструированию на начальном этапе, когда перед воспитателем стоит задача возбудить у детей новый интерес.

Как показывает анализ практики, обучения старших дошкольников конструированию из бумаги строится на подражательной основе – педагог использует образцы, показ и подробное толкование процесса изготовления каждой поделки. Данный традиционный подход имеет ряд недостатков:

1) сложность конструктивной деятельности;

2) большое количество операций, последовательность которых можно запомнить только механически;

3) процесс конструирования поделки в памяти ребёнка не складывается в единое целое;

4) практически ребёнок не имеет возможности опробовать найденное решение и исправить его в случае необходимости (т.е. сложить, надрезать и т.п.);

5) каждый способ конструирования "привязан" к конкретной поделке и представляется только в контексте изготовления.

Л.А. Парамонова совместно с О.А. Сафоновой разработали новый подход к обучению, в основу которого положено обобщение способов конструирования из бумаги в процессе их "распредмечивания" (способ, который раскрывается вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а также наполняется конкретным предметным содержанием). Цель данной стратегии – формирование у детей конструировать самостоятельно и творчески. Обучение детей осуществляется поэтапно.

I этап.

Способы конструирования выносятся из контекста практической деятельности конкретного характера (лодочка, фонарик и др.), отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления различных игрушек. При этом у педагога есть возможность успешно использовать игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме (отражение "образа действия по А.В. Запорожцу").

II этап.

Постановка задачи проблемного характера: соотнести усвоенные способы с новыми условиями и перенести их в другую ситуацию трансформированно. Таким образом обеспечивается их обобщение.

III этап.

Создание условий для самостоятельного конструирования.

Обучение, построенное по принципу "от общего к частному", переориентирует ребёнка от практического результата (конкретная поделка) к осознанию способов конструирования как средств изготовления разных новых интересных игрушек. Его результат: у детей формируются умения конструировать самостоятельно и творчески, т.е. претворять на практике новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого): находить нестандартные решения – существенно изменять и разнообразить комбинирование известных операций: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определённом сочетании, соответствующем замыслу. Последнее – это свидетельство художественного характера деятельности (что невозможно при традиционном подходе), влияния обучения на эстетическое развитие.

Кроме того, данная система обучения предусматривает сочетание различных форм конструирования (с их помощью есть возможность организовывать содержательное общение детей); обеспечивает взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности – игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой, режиссёрской), рисованием и другими. Чему это способствует? Осознаются способы деятельности, повышается её продуктивность; развивается как само конструирование (повышается мотивация, углубляется замысел в соответствии с игровыми задачами), так и игра, а также описательная и диалогическая речь.

Как сказано выше, конструирование из бумаги относят к художественной деятельности – в основном создаются художественно-эстетические предметы: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть, как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т.п.), так и придуманные образы ("вакса-клякса", "солнечный человечек" и т.п.). Даже тогда, когда в поделках воплощаются реальные предметы (кроватка, стулья, веер и др.), образы людей и животных (лисичка, поросёнок, мальчик, девочка и др.), дети всегда стараются украсить игрушку, сохраняя при этом общую основную структуру. Техника работы с бумагой разнообразна: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две более сложны и более распространены в педагогической практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Структура оздоровительной работы детского сада
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, им ...

Из истории изучения детской речи
Детская речь изучается в настоящее время разными науками. Наиболее часто детскую речь выделяют в качестве объекта исследования психология, психолингвистика и лингвистика, используя при этом свои, специфические методы, концентрируя внимание на каком-либо одном аспекте этого сложного явления. Речь ак ...

Анализ современных образовательных программ и особенности построения среды в зависимости от образовательных целей
Детские сады обладают разными возможностями обеспечения детей материалами. Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная сред ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru