Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества. Необходимость соответствия дошкольного образования запросам современного общества и потребностям личности дошкольника требуют принципиально нового подхода к определению его целей, содержания и организации.
Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения рассматривают педагогов, детей и родителей как активных участников образовательного процесса в ДОУ.
Таблица 7 . – "Работа методической службы" (По Н.В. Елжовой).
Участники образовательного процесса |
Педагоги |
Дети |
Родители |
Формы работы |
Педсоветы, педчасы, теоретич и практич. семинары, лекции-диалоги, консультации, конкурсы пед.мастерства, "образовательный салон", дискуссии, брифинги, методобъединения, деловые игры, встречи с интересными людьми. |
Наблюдения, посещение занятий, тестирование, анализ детских работ, беседы, включение в деятельность детей, создание проблемных ситуаций, экскурсии, целевые прогулки. |
Родительские собрания, консультации, анкетирование, Дни открытых дверей, участие в педпроцессе, выставки детских работ для родителей, информационные стенды, реклама специальной литературы, привлечение к изготовлению различных материалов и пособий. |
В дошкольном образовательном учреждении основной формой обучения старших дошкольников конструированию является непосредственная образовательная деятельность. Согласно разработанной примерной сетки, предусмотрено 36 занятий в год, длительность которых 25-30 минут. Целесообразно чередовать конструктивную деятельность и художественный труд (Приложение 3). Форма проведения – фронтальная и подгрупповая. Л.В. Куцакова рекомендует планировать непосредственную образовательную деятельность по конструированию следующим образом:
а) конструирование из строительного материала – 13 занятий,
б) работа с бумагой и картоном (художественный труд) - 13 занятий,
в) работа с дополнительным (использованным) материалом – 6 занятий,
г) работа с природным материалом – 4 занятия.
Кроме целенаправленной систематической планируемой работы, дети постоянно занимаются самостоятельно. Деятельность эта не планируется, но контролируется и анализируется. Общее время свободной конструктивной деятельности для старших дошкольников, включая подготовку и уборку материала, не должно превышать 45 минут. Форма проведения – фронтальная, подгрупповая и индивидуальная. Планировать данную работу желательно 2 раза в неделю в течение учебного года, в летний оздоровительный период – 3 раза в неделю.
В зависимости от поставленных целей и задач в непосредственно организованной образовательной деятельности применяются различные методы и приёмы работы: наблюдение натурального объекта; показ и анализ образца; объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки; постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера.
Применение того или иного метода или приёма зависит не только от поставленных задач, но и от опыта детей, от сложности конструкции. При отборе методов педагог должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.
Таблица 8. – "Методы и приёмы обучения техническому конструированию старших дошкольников в непосредственной образовательной деятельности".
Этапы образовательного процесса |
Методы взаимодействия с детьми в образовательном процессе |
Формы вовлечения семьи в образовательный процесс |
Подготовительный |
Наблюдение; рассматривание иллюстраций и фотографий; рассматривание игрушечных машин различных видов; чтение художественных произведений; беседы; экскурсии; целевые прогулки; сбор иллюстраций и фотографий и оформление тематической папки или альбома. |
Оказание помощи: в сборе материалов на заданную тематику (иллюстрации, фотографии, наборы открыток); организации целевых прогулок и экскурсий; беседы с детьми; рассматривание объектов для конструирования (здания, транспорт). |
Основной |
Наглядные: схемы, силуэты, рисунки, чертежи, серии иллюстраций, фотографии, игрушки (транспорт), ТСО. Словесные: указания, объяснения, беседа, вопросы, напоминания, анализ конструкций. Практические: сооружение построек, дидактические упражнения ("Угадай на ощупь, какую фигуру тебе положили в руку?"), решение конструкторских задач ("Собери куб из кирпичиков"). Игровые: дидактические игры ("Угадай, что изменилось?"), эпизодические игровые приёмы (игровые действия с постройками), украшение построек игрушками, игровые задания (экспериментирование со строительными деталями – внесение своих изменений и дополнений в конструкции), обыгрывание построек. |
Оказание помощи: в составлении схем, рисунков, чертежей построек; звуковом оформлении (подбор фонограмм); изготовлении дидактических пособий. |
Заключительный |
Создание фотоальбома с фотографиями лучших детских построек, организация фотовыставки; комплексное конструирование "Улица", "Микрорайон"; индивидуальное и коллективное конструирование "Театр", "Цирк". |
Помощь в создании презентации "Мы - архитекторы", оформлении фотовыставки, фотоальбома; создание макетов улиц, акваторий; участие в конкурсах на создание проектов (например, "Детский сад будущего"). |
Другое о педагогике:
Функциональные особенности образования
Образование как социальный институт имеет относительную самостоятельность по функциям, обладает преемственностью систем, способностью оказывать активное воздействие на развитие общества. Состояние и функции этой системы определяются господствующим в данном обществе способом производства и экономиче ...
Коммуникативный подход к созданию системы упражнений как средство развития
творческого мышления
инновационный творческий урок английский Обусловленная и определяемая современными требованиями ускоренного социально-экономического развития Казахстана и необходимостью подготовки адекватных темпам общемирового развития отечественных профессиональных кадров, способных обеспечить конкурентоспособно ...
Метод активизации возможностей личности и коллектива
Новая школа требует новой философии образования, обеспечивающей гуманистическую направленность, повышение роли культурологического компонента школьной действительности, изменения позиций в среде участников учебно-воспитательного процесса от непререкаемого авторитета учителя к коллегиальному взаимоп ...