Развитие презентативных умений и навыков является главной задачей этапа презентации.
Результат работы над проектом необходимо публично продемонстрировать, подготовив устное сообщение, в ходе которого четко изложить информацию по результатам проектной деятельности, обратить внимание на различные аспекты деятельности команды, пояснить, какие сложности встретились в работе и как они преодолевались. По окончании выступления учащиеся должны быть готовы к вопросам, которые, возможно, появятся у педагогов и членов других команд.
Подготовка презентации, как правило, занимает значительную часть времени, отведенного на проект. И если помнить, что результатом работы над проектом является определение способа решения проблемы, то на презентации следует предъявить, прежде всего, это решение, а продукт играет вспомогательную роль. Способы презентации могут быть разными: деловая игра, спортивное соревнование, исследовательский отчет, пресс-конференция; реклама, телепередача, отчет об экспедиции, спектакль и т.д
Для успешной работы на этом этапе необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, работать с наглядностью, не бояться публичных выступлений, быть внутренне готовыми к возможным вопросам по теме проекта.
После презентации продукта проектной деятельности необходим тщательный совместный с педагогом анализ как качества полученного результата, так и собственной деятельности на всех этапах проектирования. Такая аналитическая работа позволит лучше осознать цели и задачи работы, выявить достоинства и недостатки методов и средств, с помощью которых возможно получение результата. На этом же этапе педагог определяет уровень сформированности и развития основных проектных умений обучающихся. Педагог самым подробным образом анализирует, как учащиеся раскрывают логику проектной деятельности команды, определяет объективные и субъективные причины неудач, оценивает выводы учащихся по проектной деятельности. Все эти оценки выстраиваются на основе наблюдений за работой команд в процессе деятельности и презентационного выступления.
Понимание сути и причин своих ошибок создает у обучающихся мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Рефлексивная деятельность позволяет оценить личный вклад каждого в общее дело и сформировать у ребят адекватную самооценку.
Надо иметь в виду, что на этом этапе педагоги часто допускают ошибку, которая заключается в том, что оценивается сам результат, который отождествляется лишь с выполненным проектом, а не собственно деятельность учащихся по достижению этого результата.
Структурные этапы проекта предполагают необходимость определения целей и задач каждого этапа, рассмотрение особенностей содержания деятельности учащихся и педагога, определение форм учебной работы и методов обучения. Такая предварительная деятельность педагога позволяет еще в процессе подготовки к проектной деятельности определить возможные узкие места.
Особенно тщательного планирования требуют исследовательские проекты. Необходимо, чтобы учащиеся могли определить объект исследования, выдвинуть гипотезу. Практический этап в исследовательской работе включает в себя следующие элементы:
- анализ достоверности источников информации и сбор данных;
- анализ данных и использование соответствующих методов исследования; - подготовка выводов;
- сопоставление выводов с первоначальной гипотезой;
- оформление результатов исследования и подготовка итогового отчета.
В таких работах обязательно должен присутствовать обзор литературы, где авторы кратко рассматривают состояние проблемы на сегодняшний день. Здесь необходимо показать, что учащиеся ознакомились с областью своего исследования по нескольким источникам, что ими сделаны определенные выводы о направлении работы других исследователей, что они изучают проблему, либо углубляя ее, либо рассматривая под другим углом зрения. Если работа связана с обработкой большого массива числовой информации, то на защите необходимо представить только самое необходимое и существенное.
Этап оценки результатов деятельности учащихся — это один из самых сложных для педагога этапов проектирования. Ошибочно было бы отождествлять процесс деятельности с результатом. Иногда при неудовлетворительном результате процесс учебной деятельности бывает выстроен достаточно грамотно и хорошо организован. При использовании метода проектов можно рассматривать, по крайней мере, два результата.
Первый (скрытый) - это огромный педагогический эффект от включения учащихся в процесс работы с информацией, формирования знаний и умений и их логического применения, когда речь идет не о знаниях ради знаний, а о знаниях, необходимых для решения практических насущных проблем. Здесь можно говорить о формировании волевых качеств личности, организационных навыков деятельности, развитии внутренней мотивации к обучению, умения делать выбор и осмыслить его последствия. К сожалению, именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания педагога, и к оценке представляется лишь сам проект. Если продукт проектной деятельности красочно оформлен или представляет собой интересное изделие, то об участии каждого и об организации совместной деятельности на защите может быть даже не упомянуто. Поэтому педагог должен тщательно отслеживать процесс проектной деятельности в командах, записывать результаты наблюдений на отдельных этапах работы. Это поможет ему быть более объективным на защите.
Другое о педагогике:
Методика разработки экспериментальных уроков с применением
игрового и соревновательного методов обучения
физический подготовленность учащийся методика В соответствии с задачами исследования нами были разработаны экспериментальные уроки физической культуры с включением игрового и соревновательного методов, направленные на развитие двигательных умений и навыков, совершенствования физических качеств. Упр ...
Исходные понятия теории и методики физического воспитания
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата. Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объе ...
Задачи и методика проведения эксперимента
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, пе ...