Физическое воспитание детей до их поступления в общеобразовательную школу осуществляется, как известно, в семье и в специальных дошкольных учреждениях. Вместе с семьей эти учреждения обеспечивают благоприятные условия для всестороннего гармонического развития человека в один из наиболее важных периодов его становления.
Дошкольный возраст в жизни человека охватывает возраст от трех до семи лет. Своеобразие этого периода жизни человека состоит в том, что организм претерпевает определенные изменения, развивается наибольшими темпами, по сравнению с другими периодами жизни.
Понятно, что в период столь бурного естественного физического развития чрезвычайно важно целенаправленно воздействовать на него, чтобы придать оптимальное направление. От того, насколько рационально в этот период проводится физическое воспитание, в большой мере зависит весь последующий ход физического совершенствования.
Период от рождения до 7 лет характеризуется большой двигательной активностью ребенка. В это время происходит становление основных необходимых в жизни движений. Важно с помощью физического воспитания направить формирование моторики так, чтобы ускорить и облегчить период от хаотичных, диффузных движений в первые месяцы жизни к относительно высококоординированным действиям, таким как ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т.д.
Двигательная деятельность для маленького ребенка является одним из главных источников познания окружающего мира. Чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребенок, тем шире будут его контакты с реальной действительностью, а значит, и благоприятнее условия для психического развития.
Все это говорит о том, что физическое воспитание в системе воспитания детей дошкольного возраста должно занимать одно из центральных мест. В контексте этого одним из ведущих средств физического воспитания ребенка (наряду с основной гимнастикой и упрощенными формами спортивных упражнений) являются подвижные игры.
Подвижным играм в составе средств физического воспитания школьников отводится особенно значительное место. Игры должны соответствовать возрастным особенностям детей. Посредством подвижных игр совершенствуются навыки в основных движениях, воспитываются ловкость, ориентировка в пространстве, быстрота реакций и движений, выносливость. Дети очень любят играть, подвижные игры создают у них хорошее, жизнерадостное настроение, оказывают благотворное влияние на психику и поведение ребенка.
Игра входит в жизнь ребенка очень рано. Так, забавы с игрушками уже во втором полугодии жизни ребенка используются для совершенствования движений руками. Примерно до полутора лет игры носят индивидуальный характер. Содержание и формы игр усложняются по мере накопления двигательного опыта детьми и развития у них двигательных способностей.
Первоначально основой стимулирования к игре является организация внешних условий и подбор специальных пособий (обручей, мячей, кольцебросов и т.п.). Уже на этой стадии игры используются для обучения движения. Собственно-подвижные игры в коллективе, с сюжетом, правилами, возможны при развитии у детей произвольного внимания, когда они приобретают устойчивую привычку следовать слову взрослого и сообразовывать свои действия с действиями других. Формы движений в подвижных играх малышей первоначально просты: элементарные варианты ходьбы и бега с поворотами, огибанием препятствий, передачей предметов и т.п. Сюжет игр соответствует элементарным представлениям маленького ребенка. С возрастом вводятся игры с более сложным сюжетом, переменными игровыми ситуациями, дифференциацией ролей, большим числом правил, более разнообразным кругом движений (передачи мяча, прыжки в длину, броски в подвижную цель и др.), элементами соревнования между группами.
Другое о педагогике:
Системы производственного обучения
Система образования в РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управ ...
Игры - соревнования: кто быстрее, кто правильнее
"Что используют где?" Цель: отработка конструкций научного стиля речи "что получают из чего", "что используют (применяют) где". Реквизит: лист бумаги с изображением или названием предмета, о котором будет идти речь (он прикрепляется к доске); жетоны. Например, на листе ...
Дидактические особенности проведения внеклассных занятий
по художественной вышивке бисером
Набор учащихся в кружки проводиться в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в кружки. Для этого будущий руководитель кружка должен кратко рассказать содержания его работы. В помещении, где проводиться запись ...