В возрастном аспекте проблема самоопределения наиболее глубоко и полно была рассмотрена Л.И. Божович. Характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, она указывает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, представляют собой аффективный центр их жизненной ситуации. Подчеркивая важность самоопределения, Л.И. Божович не дает его однозначного определения: это «выбор будущего пути», «потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни».
В одной из своих работ Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.
Работы Л.И. Божович дают многое для понимания психологической природы самоопределения. Во-первых, она показывает, что потребность в самоопределении возникает на определенном этапе онтогенеза – на рубеже старшего подросткового и раннего юношеского возраста, и обосновывает необходимость возникновения этой потребности логикой личностного и социального развития подростка. Во-вторых, потребность в самоопределении рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о себе самом. Формирование этой смысловой системы подразумевает нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования. В-третьих, самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой старшего подросткового и раннего юношеского возраста, как устремленность в будущее. И, в-четвертых, самоопределение подразумевает выбор профессии.
С.П. Крягжде рассматривает профессиональное самоопределение в связи с социальным самоопределением. Начальный этап профессионального самоопределения носит двойной характер, осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга профессиональной школы – ориентация на определенное место или, точнее, уровень в системе социальных отношений, на определенный социальный статус.
М.Р. Гинзбург указывает на то, что, несмотря на детальную, казалось бы, проработку проблемы профессионального самоопределения, «остаются нерешенными важнейшие вопросы: какова связь между социальным и профессиональным самоопределением, и главное – что лежит и за тем и за другим». В своих работах он связывает социальное и профессиональное самоопределение с личностным самоопределением. Для этого он рассматривает в развернутой форме следующие характеристики самоопределения: связь самоопределения с ценностями; потребность в самоопределении как потребность в формировании некоторой смысловой системы, в которой центральным моментом является представление о смысле собственной жизни; устремленность в будущее, связанная с выбором профессии.
Рассматривая более детально такую характеристику самоопределения как устремленность в будущее М.Р. Гинзбург указывает на ее связь с ценностями, «представления о собственном будущем связано с ценностями». Описывая связь профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте с личностным самоопределением, он поясняет – «… объективные требования, и внутренние факторы приводят к тому, что в качестве основной перед подростком выступает задача «определивания» своих отношений с обществом; он должен определить свое отношение к тому, что ценят и что отвергают в данном обществе, определить в каких областях и каким образом он будет включаться в жизнь общества, определить, за что он может быть ценим (сейчас или в будущем) как член общества. В какой же именно области возможно такое самоопределение? Оно возможно только в области ценностей и смыслов. Это как раз та область, которая позволяет человеку активно определить себя самого и свое место в обществе. Принимая, либо отвергая определенные общественные ценности, определяя для себя одни из них как «свои», а другие как «не свои», человек тем самым выстраивает собственную систему ценностей, определяет собственную позицию. Поэтому определение человеком себя в обществе как личности – личностное самоопределение - есть, прежде всего, определение своей позиции относительно ценностей данного общества». Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, тем самым задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется (естественно, не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение.
Другое о педагогике:
Теоретические основы формирующего эксперимента
связная речь дошкольник ребенок задержка развитие Работа по коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития основывается на следующих теоретических положениях и принципах. В структуре речевого расстройства детей с задержкой психического развития первичным является семантич ...
Анализ результатов исследования связной речи
старших дошкольников с задержкой психического развития
На фоне значительного отставания в развитие связной речи у детей с задержкой психического развития экспериментальной группы отмечались существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности. Сопоставление результатов выполнения заданий позволяет выделить две группы детей в завис ...
Выявление уровня сформированности операций логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №7, которая состояла из трех этапов: констатирующего формирующего контрольного Для экспериментальной работы были отобраны дети старшего дошкольного возраста в количестве 7 человек, примерно одного уровня развития по рекомендации психолога и в ...