Курс обществознания - учебного предмета, одной из задач которого является социализация подрастающего поколения. Обучение основам права в рамках курса обществознания призвано целенаправленно, решать проблемы правовой социализации личности в непосредственном взаимодействии с социально - правовым аспектом субъектного опыта старшеклассников. На основе этого мы изучим на курсе обществознания в рамках правового аспекта.
Вместе с тем, в современной теории и методике обучения обществознанию сложилось противоречие между признанием значительной роли субъектного опыта старшеклассников и реальным учетом и использованием его в образовательном процессе. Остаются недостаточно исследованными пути его выявления, включения в образовательный процесс, дальнейшего наращивания, корректировки. Осмысление этого противоречия выдвинуло проблему исследования: что и как необходимо изменить в преподавании для того, чтобы обеспечить положительную корреляцию личного социально - правового опыта старшеклассников с правовым содержанием курса обществознания?
Таким образом, актуальность темы исследования определяется:
- значимостью правового компонента школьного обществознания для формирования личности старшеклассника, становления его знаний в области права;
- значением актуализации и трансформации личного социально - правового опыта в самоопределении и самореализации личности, особенно в раннем юношеском возрасте;
- возрастающей общественной значимостью проблемы воздействия личного социально - правового опыта старшеклассников на реализацию образовательных программ базового уровня обучения;
- необходимостью учета особенностей социализации в современной образовательной ситуации;
- отсутствием научно - методического исследования, по проблеме корреляции личного социального опыта старшеклассников с правовым содержанием курса обществознания при реализации личностно-ориентированного подхода к обучению обществознанию.
Объект исследования: процесс обучения правовому компоненту, а именно политическому режиму в рамках курса обществознания в 9-х классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: устойчивые связи между личностно-ориентированным обучением правового содержанию курса обществознания, личным социально – политическим опытом обучающихся и результатами обучения.
Цель исследования:
- Обеспечить усвоение учащимся понятий, признаков свойств;
- Осуществить контроль определенных знаний;
- Повторить, обобщить и систематизировать;
- Заполнить сравнительную таблицу по тексту;
- Устранить пробелы в знаниях;
- Отработать умения и навыки самостоятельной работы;
- Обеспечить формирование и развитие нравственности;
- Способствовать эстетическому воспитанию школьников;
- Содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддержания работоспособности;
- Формирование интеллектуальных умений: умений анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналоги и обобщать систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;
- Развитие воли и самостоятельности. Развитие умений владеть собой: выдержка и самообладание развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости умения преодолевать трудности в учении.
Гипотеза исследования состоит в том, что бы выбранная цель урока опытно-экспериментальной работы на тему «политический режим» соответствовал политическим опытом ученика и содержанием курса обществознания может быть достигнута при правильном подходе к преподаванию обществознания, который предполагает моделирование личностно ориентированной ситуации с учетом а) особенностей сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения личного социально - политического опыта старшеклассников и б) специфики восприятия старшеклассниками политического компонента обществознания.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и значение темы «политический режим» в педагогической теории.
2. Определить степень разработки проблемы в процесс обучения в научно - методической литературе по обществознанию.
3. Выявить подходы к использованию сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения сложившиеся в массовой практике преподавания на уроках обществознания.
4. Выявить особенности сформированного вне целенаправленно организованного процесса обучения обществознанию.
5. Проанализировать специфику отношения старшеклассников к изучению политологических знаний.
6. Определить, теоретически обосновать методику проведения эксперимента.
Методы исследования: рассказ объяснение беседа диалог запись под диктовку лекция.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в Аксубаевской гимназия №1 р.п. Аксубаево в 9 «А» классе Вторник, 14.10.2008 6 урок 12.25 – 13.10.
Итоги опытно-экспериментальная работа по совершенствованию современного урока права.
Другое о педагогике:
Характеристика этапов подготовительной работы по написанию сочинения по
картине
Здесь мы рассмотрим подробную характеристику этапов подготовительной работы по написанию сочинения, которая играет большую роль, как для написания сочинения, так и для успеха сочинения, как упражнения для развития речи учеников. Рассматривание картины и ее анализ. Один из важных этапов в работе с к ...
Тестирование физической подготовленности
Школьная программа включает в себя ряд тестов по физической подготовке, каждый из которых показывает уровень развития того или иного физического качества. Тест 1. Челночный бег 3x10 м (тестирование ловкости, скоростной выносливости) В забеге принимают участие один или два человека. По команде «На с ...
Основные направления логоритмического воздействия в системе устранения ОНР
у дошкольников
Данные исследования психомоторики дошкольников с ОНР свидетельствуют о необходимости введения логоритмических занятий в систему преодоления ОНР. Анализ существующей литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод о недостаточности имеющихся на сегодняшний день методик проведения логоритмическ ...