Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Педагогическая теория » Формирование мотивации у детей с задержкой психического развития » Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Страница 2

В своей работе я опиралась на эти данные и на положение о значительных потенциальных возможностях подростков с ЗПР. Наличие значительных потенциальных возможностей умственного развития предполагает перспективность коррекционной работы по формированию учебной мотивации подростков с ЗПР. Для достижения наибольшего эффекта коррекционно-развивающего обучения вся учебно-воспитательная работа должна быть построена так, чтобы она не ограничивалась бы сообщением детям новых знаний и постоянным многократным повторением, а была направлена на развитие познавательных процессов подростков и их творческой активности.

Организованный психолого-педагогический эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На этапе констатирующего эксперимента выявлялся наличный уровень развития учебной мотивации младших подростков с задержкой психического развития. Определялись также уровень развития познавательных процессов и степень успешности обучения.

На формирующем этапе для участвовавших в эксперименте школьников были введены индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом-психологом. Обеспечивалось тесное сотрудничество между учителями и педагогом-психологом, что позволило улучшить работу с программным материалом, помогло обеспечить коррекционно-развиваю-щую направленность учебного процесса.

Целью контрольного эксперимента явилось определение того, как повлияла коррекционно-развивающая работа на становление и развитие учебных мотивов у подростков с задержкой психического развития. На этом этапе использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.

Изучались две группы учащихся пятых классов специальной школы для детей с ЗПР (экспериментальная и контрольная). В контрольном эксперименте эти же учащиеся обследованы в период их обучения в шестых классах. Все дети имели диагноз — задержка психического развития церебрально-органического генеза (по данным ПМПК). В первую (экспериментальную) группу вошло 20 подростков, во вторую (контрольную) — 10 подростков. Обе группы по составу были относительно однородны. Констатирующий и контрольный эксперимент проводился как в экспериментальной, так и в контрольной группах, формирующий эксперимент — только в экспериментальной группе (в контрольной группе проводилось обучение по обычной программе) .

Центральное место в констатирующем эксперименте занимало определение уровня развития мотивации учащихся. Было необходимо выявить мотивы, наиболее значимые для младших подростков с ЗПР; определить место учебных мотивов в мотивационной иерархии, определить особенности отношения подростков к учебной деятельности, выявить, что побуждает и направляет их учебную деятельность.

Полученные результаты показали, что почти половина подростков с ЗПР имеет средний уровень учебной мотивации. У другой части подростков — уровень ниже среднего (средненизкий).

У подростков с ЗПР, имеющих средний уровень учебной мотивации, присутствуют учебные мотивы, однако они не являются доминирующими.

Анализируя результаты применения методики "Составь расписание", можно заметить, что младшие подростки выбирают не только легкие предметы (труд — 65%, физкультура — 60%, изобразительное искусство — 55%), но и понимают значимость таких предметов, как русский язык (40%), математика (50%).

Наблюдения показывают, что при выполнении учебных заданий они очень часто чрезмерно уверены в своих силах, пытаются брать задания посложнее, большого объема. Это говорит о завышенной самооценке. У этих подростков есть желание учиться, они стараются активно работать на уроках.

Основной мотив учения — самоопределение и самоутверждение. Как правило, подростки остро реагируют на оценку: пытаются исправить плохую отметку, просят дать им дополнительное задание. Учащиеся стараются выполнить задание даже в том случае, когда они не понимают учебный материал из-за низкого уровня сформированности мыслительной деятельности, недостаточного речевого развития. Эти подростки ждут постоянного одобрения со стороны учителей, родителей, одноклассников. И побуждают, и направляют учебную деятельность таких подростков, как правило, мотивы, связанные с чувством долга перед родителями. На вопрос: "Зачем ты стараешься хорошо учиться?" — большинство подростков отвечают: "Чтобы порадовать родителей". Наряду с мотивацией достижения успеха и положительным отношением к учебной деятельности, у подростков проявляется активность во внеурочной деятельности. Практически каждый ученик занимается в каком-либо школьном кружке. Дети очень радуются своему успеху в кружковой работе, показывают свои изделия одноклассникам, учителям школы. Интересы у детей со средним уровнем учебной мотивации самые различные. Их личностные характеристики также сильно различаются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Руководство конструктивной деятельностью в старшем дошкольном возрасте
Конструирование всегда предполагает решение определённой конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определённой логикой. В дошкольном возрасте конструктивная деятельность имеет ряд ...

Тестирование физической подготовленности
Школьная программа включает в себя ряд тестов по физической подготовке, каждый из которых показывает уровень развития того или иного физического качества. Тест 1. Челночный бег 3x10 м (тестирование ловкости, скоростной выносливости) В забеге принимают участие один или два человека. По команде «На с ...

Специальное образование в Западной Европе
Защита прав детей-инвалидов, реализация этих прав – сложная проблема, как в России, так и в Европе. Инвалиды в любой стране составляют меньшинство, к которому мало прислушиваются; дети-инвалиды, как и все дети, не имеют права голоса на выборах, и потому политики не проявляют интерес к их проблемам. ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru