Общие данные о развитии лексики в онтогенезе

Страница 3

На четвертом этапе развития лексической системы возникает явление синонимии. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, т.к. словарь ребенка обогащается за счет производных слов. Согласно гипотезе Г.А.Черемухиной и А.М.Шахнаровича, механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического, которые находятся в динамическом взаимодействии. Исследование показало, что у детей младшей группы преобладает лексический уровень, а этап овладения правилами словообразования еще только начинается. В средней группе преобладает словообразовательный уровень (отмечено наибольшее число слов- неологизмов).

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что, значение слова является ключевым моментом процесса речевого общения, восприятия и получения информации.

По мере развития ребенка лексика не только обогащается, но и систематизируется. Слова как бы группируются в семантическое поле. Семантическое поле - это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Слова не только объединяются, но и распределяются внутри семантического поля.

В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла и значения.

По данным Леонтьева А.Н. можно выделить следующие типы значения слов:

грамматическое значение слова (принадлежность слова к определенному классу, особенности его сочетания, изменения);

лексическое значение слова, которое определяется как соотнесенность слова с понятием, так и его местом в лексической системе языка;

психологическое значение слова – обобщенное отражение деятельности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятий, значения или умения как обобщенного образа действия.

Таким образом, по мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется и на основе усвоения большего количества правил и закономерностей языка, происходит формирование лексической и словообразовательной систем.

Страницы: 1 2 3 


Другое о педагогике:

Основные понятия ООП
В основе объектно-ориентированного программирования лежит идея объединения данных и действий, которые производятся над этими данными, в одной структуре. Каждая используемая в программе переменная имеет смысл только тогда, когда может принимать какие-либо значения. Множество значений, которые может ...

Основные направления деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга
Деятельность педагогического коллектива МУДОД «ЦЭВД», являясь личностно-ориентированной, направлена на сохранение и обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, на последовательное расширение поля социализации на основе выбора личности многообразия видов деятельности, на основе ...

Использование дидактических игр и лексических упражнений для развития словаря детей 4-5 лет
Для изучения влияния дидактических игр и лексических упражнений на развитие словаря детей были разработаны занятия с использованием данных упражнений. Эти занятия были проведены в средней группе детского сада. С учетом современных психолингвистических представлений А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Е.Н. ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru