Общие данные о развитии лексики в онтогенезе

Страница 1

Вопросу развития лексики посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается в различных аспектах, таких как: психофизиология, психология, лингвистика и психолингвистика.

Первоначально новое слово возникает у ребенка как непосредственная связь между конкретным словом и предметом.

Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов, когда новое слово - условный раздражитель, ребенок связывает с предметом, а в дальнейшем и воспроизводит его.

В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как это называется?».

В конце первого и начале второго года жизни у ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова. В этот период развития в речи ребенка появляются первые слова, так называемые лепетные, представляющие собой фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие в основном из ударных слогов. Л.С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается примерно 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц.

Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности, когда освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности через общение со взрослыми.

На овладение ребенком родным языком, по мнению С.Н. Цейтлин, влияет не только речевая среда, но и социальная, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения.

По мнению Смирновой Е.О.,развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

Стоит отметить, что формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно - на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. Арушанова А.Г. считает, что на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.

Если сравнивать пути усвоения лексики детьми с нормальной речью и пути становления детской речи при нарушении ее развития, то можно отметить определенные сходства: какая бы форма патологии речи (при сохранном интеллекте) ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии трех основных периодов, которые выделил Гвоздев А.Н. в его исследовании «Вопросы изучения детской речи».

Первый период - (от 1г. 3мес. до 1г. 10мес.). Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются.

Второй период – (от 1г. 10мес. до 3 лет). Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения.

Третий период - (от 3 до 7 лет) период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений. На третьем году жизни происходит активное использование непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. На четвертом году жизни появляется словообразование в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний – коротких рассказов. Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.

Пятый год жизни - становление произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей.

Шестой и седьмой год жизни - этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со взрослым.

В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Стоит отметить, что значение слова полисемантично, расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение в зависимости от интонации.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Системы производственного обучения
Система образования в РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управ ...

Знакомство с основными элементами музыкального языка
Длительности В учебнике Барабошкиной знакомство с длительностями начинается с первого же урока. Это самые простые для понимания и восприятия длительности – четверти и восьмые. Иллюстрации с изображением этих длительностей приводятся прямо в тексте. Восприятие длительностей учащимися проходит через ...

Восприятие метроритма
Методы осознания метроритмической организации звуков при записи представляют собой специфическую область восприятия и требуют особых приемов для усвоения. Звуковысотные и метроритмические соотношения в мелодии неотделимы и только их совокупность образует логику и мысль мелодии. Чаще всего встречают ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru