Нами проводилось изучение состояния связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития, посещающих детский сад № 95 г. Красноярска. Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной фразы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла. Комплексное исследование включало шесть последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента. Обследованы 20 детей: 10 – 6 лет, имеющих задержку психического развития (экспериментальная группа), и десять дошкольников того же возраста с ЗПР (контрольная группа).
При комплектовании экспериментальной и контрольной группы учитывались:
- однотипный характер клинической формы задержки психического развития;
Для оценки результатов обследования мы ввели параметры по баллам: 1 балл – с заданием не справились даже с помощью экспериментатора, 2 балла – задание выполнили с помощью наводящих вопросов, 3 балла – задание выполнили самостоятельно.
Для проведения исследование были использованы и адаптированы методики, описанные в работах: Н.Ю. Бариковой. О.С. Ушакова, В.П.Глухова. Наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом испытуемых и их индивидуальными возможностями и особенностями.
Опишем результаты по заданиям.
Первое задание: заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос: «Скажи, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком и т.п.). Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определенной семантико-синтаксической задачи.
Полученные результаты показали, что дети (4 человека) с задержкой психического развития экспериментальной группы (40%) испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие («Что делает мальчик, девочка?»). У большинства детей (6 человек) при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов (60%). У детей контрольной группы с заданием справились самостоятельно 7 человек, 3 детям требовалась помощь экспериментатора в виде наводящих вопросов.
Еще большее затруднение вызвало у детей экспериментальной группы выполнение второго задания – составление предложения по трем картинкам (с изображением мальчика, удочки и реки). Задание было направлено на выявление способностей детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализацию их в виде законченной фразы – высказывания. Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: «Что сделал мальчик», только 2 испытуемых экспериментальной группы (20%) смогли составить предложения самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. Остальным испытуемым (8 человек – 80%) задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку). У детей контрольной группы 5 человек смогли составить предложение с учетом взаимодействия всех трех картинок. Пяти человекам задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), из них 1 человек так и не смог справиться с заданием.
Третье задание имело целью выявить возможности детей как контрольной, так и экспериментальной группы в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объему текста знакомой сказки («Репка»). Четыре из 10 (40%) не смогли выполнить задание, остальные (6 человека – 60%) составили пересказ с той или иной помощью экспериментатора.
Другое о педагогике:
Компьютерные игры, как один из примеров нетрадиционного урока
Обучение, как предмет человека чрезвычайно сложен по своей сути и разнообразно по формам проявления. Компьютерные игры не заменяют обычных, а компьютерные игрушки не замена «предметным» игрушкам. Компьютерные игры и управляющие компьютером игрушки должны лишь дополнять общую систему дидактических р ...
Философско-педагогические идеи представителей Русского Зарубежья на рубеже
19 – 20 веков
Педагогическая наука в эмиграции связана с процессами вхождения деятелей русской эмиграции в иную культуру, создавая свои научные школы. Это научно-педагогическая школа С.И.Гессена в университете Лодзи в Польше, социально-педагогические школы П.А.Сорокина в США, Г.Д.Гурвича во Франции. Деятели педа ...
Условия обучения диалогической речи
Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание н ...