Пособие А. Барабошкиной творческих и игровых заданий не включает, так как в то время, в которое это пособие впервые было выпущено, игровым методикам обучения не уделялось должного внимания.
В пособии Ж. Металлиди и А. Перцовской, напротив, игровые и творческие задания предстают как неотъемлемая часть учебного процесса. Через игру и самостоятельное творчество учащиеся лучше усваивают основные понятия и правила музыкального языка.
Так, большое внимание уделяется музицированию учащихся, причем не только на фортепиано. Возможно, именно желанием избежать тех психологических трудностей, которые подстерегают еще не умеющего играть на фортепиано юного музыканта во время упражнений на инструменте в классе, продиктовано введение авторами учебника в курс сольфеджио музицирования в шумовом оркестре. Шумовые инструменты (ложки, бубен, металлофон) не требуют практически никакой исполнительской техники и при этом они равно незнакомы учащимся любой специальности (специальность «ударные инструменты» существует в весьма ограниченном количестве школ). Музицирование в шумовом оркестре (сопровождение согласно приложенной партитуре партии фортепиано, которую ведет педагог) помогает развитию чувства ритма (партии шумовых инструментов иногда представляют собой достаточно сложный ритм, по рисунку несколько отличающийся от партии солирующего инструмента), но также вырабатывает навыки игры в ансамбле (следование своей партии и при этом слушание партнеров), которые в дальнейшем могут оказаться полезны на уроках специальности на старших курсах (где в программу входят ансамблевое и оркестровое музицирование).
Также существенную роль в учебном процессе играют элементы сочинения музыки (задание написать «ответ» на предложенную преподавателем тему – «вопрос», сочинить мелодию на предложенные стихи). При выполнении этих заданий учащиеся могут применить на практике все те теоретические знания (об интервалах, движении мелодии и т.д.), которые они приобрели на занятиях сольфеджио.
На основе анализа двух пособий можно сказать следующее.
Пособие Барабошкиной, более бедное по материалу, но более «щадящее» по режиму работы с учащимися и более тщательно презентующее изучаемый материал, можно порекомендовать использовать в группах учащихся со средними музыкальными способностями, или учащихся, по каким-то причинам (страх ошибки, физическая слабость, утомляемость, стеснительность или что-либо подобное) не могущих справляться с интенсивной подачей материала, характеризующей более современные учебники.
Пособие Металлиди – Перцовской следует использовать в группах, где обучаются дети более сильные или имеющие дошкольную музыкальную подготовку, а также дети, не боящиеся креативно мыслить и заниматься творчеством. Программа, предусмотренная этим пособием – достаточно интенсивная – позволит им работать в полную силу и проявлять творческие способности. Невозможность работать в полную силу на уроках нередко приводит к тому, что одаренные и энергичные дети теряют интерес к занятиям, становятся вялыми, ленятся потому что учиться им слишком легко и они не видят смысла в том, чтобы уделять такому обучению должное внимание; потеря навыков работы с учебным материалом может привести к тому, что такие дети уже не смогут работать с по-настоящему сложным материалом.
Обучение сольфеджио в младших классах ДМШ – процесс сложный и трудоемкий, имеющий свои специфические черты. Важно осознание сольфеджио как фундаментальной дисциплины, закладывающей основы развития у учащихся музыкального мышления.
При обучении сольфеджио нужно учитывать сразу несколько параметров. Во-первых, это особенности детской психологии: степень развитости у них того или иного вида мышления, способы познания и особенности восприятия мира. Во-вторых, собственно-музыкальные способности детей в той или иной конкретной группе. Наконец, в-третьих – степень готовности детей к изучению той или иной темы (наличие или отсутствие тех или иных умений и навыков).
С сольфеджио оказываются связаны все предметы, входящие в курс ДМШ, и программа сольфеджио, с одной стороны, помогает усвоению других дисциплин, с другой – опирается на эти дисциплины.
Психофизиологические возрастные особенности младших школьников являются источником затруднений при обучении сольфеджио. Поэтому задача педагога – оптимизировать процесс обучения исходя из этой психофизиологической специфики.
На уроке сольфеджио (как на уроке иностранного или родного языка) должны быть задействованы все виды деятельности: слушание, пение, письменные упражнения, чтение с листа, работа с инструментом. Навыки в обучении сольфеджио лучше всего отрабатываются при синкретическом подходе: развитие музыкального слуха (основной предмет занятий по сольфеджио) тренируется через работу не только органов слуха, но и других органов – голосовых связок (чему способствуют интонационные упражнения), мелкой моторики кисти (письменные упражнения, работа с инструментом), других мышц (задания на тактирование, определение ритма, которые в младших классах могут выглядеть и как нечто наподобие пластических этюдов). Немаловажное значение имеет в обучении сольфеджио развитие музыкальной памяти.
Другое о педагогике:
Роль нетрадиционных форм обучения в развитии личностных и профессиональных
качеств обучающихся
Проведение нетрадиционных уроков, или внедрение в структуру урока системы познавательных и занимательных заданий, вопросов, элементов проблемности, необычное изложение нового материала и т.д., значительно разнообразит сложный процесс обучения и воспитания, способствует активизации мыслительной деят ...
Современные методы обучения одаренных детей
информатике
Ученик не может открывать истины для человечества, но уже известные другим знания он должен открыть или переоткрыть для себя. В.А. Брушлинский. О субъекте мышления и творчества. В обучении информатике одаренных детей параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением сред ...
Комбинированный урок
Все последующие типы уроков чаще всего суть не что иное, как комбинация этапов урока комбинированного. По сути дела, «тип урока» – это нередко развернутый по содержанию и по времени один из этапов комбинированного урока. Все же другие этапы такого урока играют в нем как бы вспомогательную роль и со ...