Наглядность играет большую роль при обучении сольфеджио детей младшего школьного возраста, что связано с особенностями их психики.
А.В. Запорожец писал, что формы детского мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое
– не представляют собой возрастных стадий его развития. Это, скорее, стадии овладения некоторым содержанием, некоторыми сторонами действительности. Поэтому, хоть они и соответствуют в целом определенным возрастным группам, и хотя наглядно-действенное мышление проявляется раньше, чем наглядно-образное, эти формы не связаны с возрастом однозначно.
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению, как показано в экспериментальных исследованиях А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера, происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной, и, наконец, мыслительной.
Наглядно-действенное
мышление, осуществляемое путем реального действия с предметами, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание, является первичным и возникает еще в раннем возрасте. Но шестилетний ребенок может прибегать к нему, если перед ним стоит задача, для решения которой у него нет достаточного опыта и знаний.
Наиболее же часто ребенком используется образное
мышление, когда он при решении задачи пользуется не конкретными предметами, а их образами. Сам факт возникновения наглядно-образного мышления очень важен, так как при этом мышление отделяется от практических действий и непосредственной ситуации и выступает как самостоятельный процесс. В ходе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, которые выступают пока не в логических, а в фактических связях. Другая важная особенность образного мышления заключается в возможности отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов. Содержание образного
мышления младшего школьника не ограничивается конкретными образами, но постепенно переходит на более высокую ступень наглядно-схематического мышления. С его помощью отражаются уже не отдельные свойства предметов, а наиболее важные связи в отношениях между предметами и их свойствами.
Как уже было сказано выше, сольфеджио во многом близко точным наукам и содержит много абстрактных понятий (лад, высота звука, длительность, ритм, темп, интервал и т.д.). Для лучшего усвоения учащимися этого трудного для восприятия материала необходимо представить его в наглядной форме, показать абстрактное через конкретное.
Весьма широкое и специфическое применение в музыкальном обучении получили наглядные методы. Функции наглядности – «повысить интерес к учебным предметам, сделать их содержание более доходчивым, облегчить усвоение знаний и способов деятельности». Прослушивание музыки является одним из видов наглядности; в случае если объекты изучения недоступны непосредственному наблюдению, учащиеся получают о них представление опосредованно с помощью иллюстраций, макетов, схем, таблиц, карт. Наглядность в ДМШ может использоваться в ходе преподавания всех дисциплин. Так, в курсе специальности наглядность проявляется в формах показа (например, демонстрация устройства инструмента, аппликатуры, звукоизвлечения и т.д.) и наведения (показ, цель которого – научить учащегося действовать далее самостоятельно).
Все шире находят применение в начальном музыкальном образовании изобразительные иллюстрации. В одних случаях иллюстрации помогают почувствовать настроение музыки или образнее представить ее содержание, в других – постичь некоторые жанровые черты произведений, и т.д. Наконец, удачно подобранные иллюстрации – репродукция, фотография, слайд – могут расширить представление детей о связях музыки с жизненной средой: дать понятие об эпохе, когда создавалась музыка, о времени и условиях ее исполнения, о некоторых явлениях и событиях современной музыкальной жизни. В качестве наглядного средства на музыкально-теоретических предметах используется классная доска, на которой преподаватель рисует различные схемы (схема квинтового круга тональностей, схема построения музыкального произведения и т.д.). Подобные схемы содержат информацию в концентрированном, «свернутом» виде и позволяют порой осмыслить достаточно сложные понятия.
Другое о педагогике:
Становление университета в XIX в. – в начале XX в
В первой половине XIX века Университет стал не только научным, но и культурным центром России. Члены декабристских организаций были воспитанниками Московского университета. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и многих других не мене ...
Системы производственного обучения
Система образования в РФ представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управ ...
Особенности педагогической профессии
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея ...