Среди современных учебно-методических комплексов можно выделить целую группу пособий, которые представляют собой именно наглядные пособия. Богатый иллюстративный материал (скорее иконографического характера) представлен и в пособии Т. Первозванской или Л. Абелян; особенно это заметно в пособии Т. Первозванской, в котором музыкальные термины, презентуемые в тексте, при каждом своем упоминании сопровождаются картинкой, представляющей человека или животное. Так, ступени лада изображаются в виде короля, королевы и их придворных – хотя, возможно, героя по имени Медианта (третья ступень лада) в силу переменчивости его характера в зависимости от лада надо было сделать королевой, а не королем, а устойчивый звук тонику презентовать как раз в виде короля; интервалы – в виде мужских и женских фигур в ренессансной одежде, внешность которых достаточно хорошо указывает на характер звучания интервала; при этом консонансы представлены в виде женских персонажей (терция – хорошенькая простоватая девочка, квинта – девушка с лицом мадонны, сексты – женщины в театральных костюмах героинь классической трагедии), а диссонансы – мужских (кварта – отважный юный рыцарь, большая и малая септимы – два нелепых долговязых кавалера, похожих на персонажа Г. Вицина из фильма «Двенадцатая ночь», тритон – проказничающий шут, и т.д.); кластер – в виде злого кота, и т.д.
Традиционная методика обучения сольфеджио не всегда признает использование наглядных пособий, и это порой оказывается оправданным. Так, представленное в пособии Л. Абелян [1] (и имеющее достаточно давнюю историю) изображение длительностей в виде кусков разрезанного яблока (целое – половины – четверти – восьмые) единодушно признается неудачным, так как мешает обучению детей пульсации на четверти или восьмые; все же основные используемые в записи музыки, особенно в музыкальных текстах для начального обучения, длительности – это четверти, и пульсация обычно идет по четвертям (четверть =две восьмые, половина = две четверти, целая = четыре четверти), реже – по восьмым (впрочем, размеры с восьмыми – 6/8, 3/8 – появляются в дидактическом материале не ранее третьего класса, хотя в произведениях по специальности они могут попасться и раньше). Исходя же из вышеописанного рисунка, ребенок может подумать, что пульсировать всегда надо на целые (раз основой являются они, а прочие – от них производные), что практически невозможно.
Другое о педагогике:
Современное мировое образовательное пространство. Понятие и формирование
Мировое образовательное пространство является сложным, неравномерным, многоуровневым процессом тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, базирующихся на единстве в подходах, целеполагании, в содержании образования, в терминологии, категориях и стандартах, в подведении итог ...
Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского
музыкально-поэтического фольклора
В основу своей педагогической концепции Орф положил этнографические формы музицирования, - там он искал и нашел естественно-биологические подтверждения своих идей. Орф считал элементарную музыку доступной к переживанию в детском возрасте и соответствующей психике ребенка. Более того, он считал, что ...
Проблема уровня
субъективного ощущения одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Многими исследователями подростковый возраст признан как переходный этап становления самосознания. А возникновение самосознания – это итог осмысления подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкое изменение его поведения про ...