Для сравнения приводим высказывания двух детей- с задержкой психического развития экспериментальной группы и контрольной группы: «Дом, веранда… - Играем … В дочки-матери…Катались…на машине… Мы делали тортики». (Настя Ж., 6 лет). «У нас на участке есть качели, веранда, песочница и игрушки. Мы их выносим из садика. Мы играем в песочнице игрушками. Качаемся на качели. Мы играем в «Краски», «Перебежки», ещё играем «Выше ноги от земли» (два фрагмента из рассказа Иры Л.- 6 лет).
Анализ рассказов детей с задержкой психического развития позволяет предположить, что трудности при выполнении этого задания обусловлены недостатками различных сторон речевой деятельности. При большом разнообразии отмечаемых дефектов можно выделить следующие, наиболее характерные.
Существенные трудности при построении высказывания отмечались, прежде всего, на уровне планирования его содержания. Это проявлялось при выборе темы фразы – высказывания, установление последовательности информативных звеньев в структуре высказывания, их взаимосвязи. (Например: «Бегаем … Мы гуляли на участке – тортики делали» и т.п.). Трудности планирования и текущего контроля часто приводили к тому, что вторая часть фразы – высказывания как бы механически присоединялись к первой без учета ее содержания и структуры. Во многих случаях при попытке дать развернутое сообщение наблюдался пропуск важных смысловых звеньев, что делало его малопонятным.
Недостатки в построении высказываний были связаны также с явными лексическими затруднениями, что определялось бедностью словарного запаса.
У многих детей построение высказываний затруднялось в связи с грамматико-синтаксическими нарушениями, особенно при передаче пространственных и других межпредметных отношений. ( «Ездили на лёде, где на коньках»). У 8 детей более 80% исследуемой группы нарушение имели резко выраженный комплексный характер, бедность содержания, низкий уровень используемой фразовой речи, грубые аграмматизмы, затрудняющие восприятие рассказа.
Таким образом, у большинства детей с задержкой психического развития возникали в той или иной степени выраженные трудности при составлении рассказа, несмотря на облегченную форму заданий.
Следующие задание было направлено на выявление возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностями связной речи.
Шестое задание – завершение рассказа по готовому началу (с опорой на картинку) имело целью выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умение использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Выполнение заданий творческого характера вызвало небольшие трудности у детей с задержкой психического развития. Значительная часть этой группы (8 человек – 80%) не справилось с заданиями. Основные трудности появились как в решении творческой задачи, так и в реализации замысла в форме связного последовательного повествования.
Остановимся на результатах выполнения детьми шестого экспериментального задания. Методика «завершение рассказа» была использована нами в следующем варианте. Ребенку предлагалось картинка, изображающая кульминационный момент действия рассказа. (Мальчик залез на дерево, внизу под деревом – четыре волка, один из них пытается залезть на дерево; вдали виднеется деревня; действие происходит зимой). После разбора содержания картинки, ребенку дважды прочитывался текст незавершенного рассказа и предлагалось придумать его продолжение. При оценке составленного ребенком продолжения рассказа учитывались особенности его сюжетного решения, соблюдение логической последовательности, смысловое соответствие содержанию начала рассказа.
Сравнительный анализ результатов, полученных при выполнении этого задания детьми с задержкой психического развития экспериментальной группы и контрольной группы, показал следующее: 4 из 10 детей основной группы (40%) не смогли выполнить данное задание или повторили конец предложенного текста, либо называли изображенные на картинке предметы и действия. Шести детям этой группы на составление окончание рассказа требовалась помощь в виде стимулирующих и наводящих вопросов. В то же время 7 испытуемых контрольной группы достаточно успешно справились с заданием, а 3 из 10 (30%) требовалась помощь экспериментатора.
Другое о педагогике:
Прикладные аспекты экологической этики
Экологическая этика и красота Пропагандируемая экологической этикой идея уважения природы по новому заставляет нас относиться к красоте природы. С точки зрения экологической этики человек поступает неправильно, когда навязывает природе свое видение красоты, свой порядок и свои идеи. Некрасивые с то ...
Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания
русского языка и виды сочинений
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения". В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения": Сочинение– один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении ...
Формирование базовых параметров отношения личности к природе
Специфика субъективного отношения к миру природы может быть отражена путем содержательного описания таких его базовых параметров, как широта, интенсивность и степень осознанности отношения. Широта отношения к природе. Формирование широты отношения обусловливает необходимость организации педагогичес ...