В X классе при изучении творчества И.С. Тургенева возможно сопоставление рассказа «Певцы» (основной компонент) и отрывка из очерков В.Г. Короленко «У казаков» (региональный компонент) о состязании казаков-певцов. Ученикам сразу же надо сказать, что эти произведения получили высокую оценку современников писателей: к числу лучших произведений Тургенева причисляли «Певцов» Н. Некрасов, И. Аксаков; отмечая проявление несомненного таланта Короленко в очерках «У казаков», Л.Н. Толстой и А.П. Чехов особо выделяли сцену в трактире «Плевна».
Сопоставление этих произведений должно идти вначале по линии внешней схожести:
1. Какие реальные факты положены в основу произведений? (У тургеневского Якова-Турка был прототип — Яков Пасынков, работавший на бумажной фабрике брата Тургенева; Короленко сцену состязания певцов видел в оренбургском селе Илек.)
2. Где происходит состязание? (У Тургенева — в кабаке «Притынном»; У Короленко — в трактире «Плевна».)
Почему в обоих случаях состязание заканчивается пьяным разгулом? Как к этому отнеслась критика? (Тургеневу ставили эту сцену в укор, цензура ее не пропустила. Короленко в -ые годы цензуру было обойти проще. Трагическую судьбу талантливого человека, могучие силы народа, скрытые, не находящие выхода, видимо, хотели показать писатели этими концовками.)
Сравнение внутреннего смысла произведений можно провести через следующие вопросы и задания:
1. Какие качества русских людей показывают писатели через сцену пения? (Художественную одаренность, духовное богатство, трагедию таланта, личности и др.).
2. Какую проблему к перечисленным добавляет Короленко? (Конфликт молодого и старшего поколения).
Интересовала ли эта проблема Тургенева? В каких произведениях? Если сопоставление проводить после изучения романа «Отцы и дети», то материала будет больше, чем достаточно.
3. На чьей стороне Ваши симпатии: молодых или старых казаков при сравнении их рассуждений о былой и нынешней (для них) жизни?
Последний вопрос требует кропотливой работы с текстом, обсуждение каждой реплики молодых и старых казаков:
—Почему Каллистрат «как-то жалостно посмотрел на своих товарищей, потом на стариков и сказал:
—Песни? .Оно бы можно . Да ведь не споемся . Отцы! .Вот ведь беда в чем. Песни у нас пошли новые, не ваши».
—Каково авторское отношение к песням молодых в следующем отрывке:
«Это была действительно новая песня: молодые казаки привезли ее с маневров. Тон был не совсем народный: в песне говорилось о смерти с легкостью и цинизмом, совершенно не свойственным народной поэзии. Только в середине пробилась искренняя задушевная нота:
— Может, завтра в чистом поле
Да кого-нибудь из нас
Между мертвых полумертвым
Будет ждать последний час.
Казаки вели песню уныло, с каким-то воющим отголоском. Но тотчас же опять это сменилось развязной удалью и цинизмом Хор смолк, оборвав резкой визгливой нотой в чисто солдатском вкусе».
— Найдите слова, выражения, говорящие об отрицательном отношении писателя к тону новой песни.
При анализе пения старых казаков следует обратить внимание учащихся на связь этого пения со степными просторами:
«В его высоком, слегка дрожащем теноре была какая-то внутренняя глубина и задушевность. Казалось, стены трактира разомкнулись, и степь отвечает певцу своими дальними замираниями».
—В чем своеобразие, по мнению автора, пения старых казаков?
Прокомментировать следующий отрывок:
«Старый, приятный, дрожавший сначала тенор Юносова окреп и зазвенел слезами и тоской старинной думы Стены трактира опять будто раздвинулись, и опять влились в них отголоски степи и печаль старой песни полилась ровным могучим потоком . •
.Да распахана там пашня яровая .
Третий старик окончательно очнулся и на этот раз уже в лад присоединил к прочим свой могучий бас:
Пашня пахана не плугом, не сохою,
Она пахана булатными копьями,
Взборонена конскими копытами .
Эта дума, в которой войско до сих пор вспоминает о гибели целого отряда в жестокой степной сече с киргизами, — видимо, не умерла еще и в сердцах казачьей молодежи. Запевала опять вскинул голову, подпер щеку рукой, и его тонкий, несколько дикий фальцет взвился и заплакал над тремя старыми голосами, точно это был крик чайки над шумящей степью .
Другое о педагогике:
История экологической этики
Этические взгляды по отношению к природе высказывались в самое разное время в самых разных странах. Будда провозгласил принцип непричинения вреда другим живым существам. Мухаммед защищал животных от жестоких людей. Пифагор и Плутарх говорили о добром отношении к животным. Святой Франциск Ассизский ...
Методы и приемы физического воспитания детей дошкольного
возраста
Метод - (от лат. "Способ достижения цели") - система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения . Прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию ...
Проблема уровня
субъективного ощущения одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Многими исследователями подростковый возраст признан как переходный этап становления самосознания. А возникновение самосознания – это итог осмысления подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкое изменение его поведения про ...