Если краеведческие факты о литературных местах учащимся известны, то значение того или иного края в жизни и творчестве писателей учениками обычно освещается поверхностно, что прежде всего говорит о недостаточном внимании к этому вопросу словесников. Глубже вникают учащиеся в краеведческие истоки при рассмотрении творческой истории некоторых произведений (например: «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, «Грозы» А. Н. Островского, «Войны и мира» Л. Н. Толстого).
Интересна старшеклассникам проблема «петербургского», «московского», «кавказского текста» русской литературы. Как уже отмечалось, начало знакомства с этой проблемой относится еще к младшим классам («Муму», «Кавказский пленник», «Медный всадник» и др.). Достаточно яркие представления (судя по письменным работам) у учащихся о грибоедовской, булгаковской Москве, Петербурге Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, Кавказе Пушкина и Лермонтова.
Общекраеведческие знания учащихся определяются программой школьного курса, региональные знания целиком и полностью зависят от того, введены ли в школе уроки регионального компонента или литературно-краеведческий факультатив, и от внимания словесника к литературному краеведению.
К региональным знаниям, прежде всего, относится начитанность в области региональной литературы (художественные произведения о родном крае, работы о литературной жизни края, о местных писателях), знакомство с литературными местами родного края.
Литературным краеведением (в обычно принятом понимании) в школе занимаются на уроках литературы, во внеклассной и внешкольной работе, при этом последние две формы занятия краеведением наиболее используемы в школьной практике и достаточно изучены в методике преподавания литературы.
Внеклассная и внешкольная работа по краеведению, с ее архивными находками, открытиями (хоть и небольшими), экскурсиями, литературными экспедициями, всегда была более привлекательна, интересна и для учащихся и для увлеченного этим делом учителя, чем эпизодическое обращение к элементам краеведения на уроке. При предложенном нами понимании литературного краеведения привлечение его в учебном процессе должно стать ведущим прежде всего на уроках литературы, намечая перспективу для внеклассной и внешкольной работы.
Исходя из того, что в основе литературного краеведения лежит художественное осмысление пространства, учитель главное внимание должен уделить произведению, художественному тексту, процессу создания его художником, сопоставлению творчества писателя с жизненными впечатлениями автора и читателя об определенном крае, построить учебную и внеклассную работу школьников так, чтобы учащиеся видели в краеведении один из путей постижения произведений литературы и искусства.
Этому будет способствовать верно организованное соотношение основного и регионального компонентов образования в школьном литературном краеведении.
Рассмотрим, какие могут быть пути взаимосвязи этих компонентов в процессе обучения школьников литературе.
Первый путь — это использование приема сопоставления произведений, авторов из основного литературного курса и регионального факультатива или спецкурса.
Сопоставление может идти по следующим линиям: автор и край, произведение и край. Рассмотрим эти линии:
Автор и определенный край.
1. Писатель и природа края, известная ученикам (выбор объекта изображения писателем, темы, изобразительных средств, авторское отношение к изображенному). Сопоставление авторского видения и читательского. Искусство и действительность.
2. Природа края глазами разных писателей (общенациональный подход и местный) Сходство и различие в изображении.
3. Писатель и история края:
- сопоставление произведений разных авторов об историческом событии;
- сопоставление материала, собранного об историческом событии в крае, и произведения (историческое и художественное пространство);
- сравнение замысла автора и осуществления идеи;
- сопоставление прототипов образов и героев произведения;
- историческое пространство в современном осмыслении.
Произведение писателя и определенный край (при сопоставлении учитывается отражение общенациональных и региональных подходов к проблемам).
1. Тематическое соответствие или контрастность произведений разных писателей.
Другое о педагогике:
Особенности педагогической профессии
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея ...
Развитие тестирования в зарубежных странах
Становление тестов в психологии, образовании и армии. Появление педагогических тестов за рубежом нередко связывают с именем французского врача и психолога А. Бине. Его работа по диагностике интеллектуальных способностей, вышедшая в 1905 г., считается точкой отсчета в становлении основных научных п ...
Целостно-смысловая платформа проектных действий
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали мне возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения. Анализ методической литературы позволил выявить следующие системы упражнений по формированию навыка чтени ...