Школьный литературный курс не раз менялся, но определенный круг писателей, входящих в школьные программы, остается неизменным — А. С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др. Все связанное с писателями-классиками относится к основному литературному курсу школ.
Что же из краеведения должно входить в основной компонент литературного образования?
Во-первых, это материал о местах, где родился, провел детство, жил писатель-классик.
Во-вторых, места странствий писателя (южная ссылка Пушкина, поволжская поездка А.Н. Островского, поездка А.П. Чехова на Сахалин и т.п.).
В-третьих, материал о местах, оказавших влияние на творческое воображение писателя, ставших предметом описания в широко известных произведениях отдельных авторов (Кавказ Пушкина, Лермонтова, Малороссия Гоголя, Мещера Паустовского и т.п.).
В-четвертых, это то, что теперь стали называть петербургским, московским текстом русской литературы (В.Н. Топоров).
В-пятых, материал о памятных литературных местах России, где обычно уже созданы литературные музеи, музейные комплексы (Михайловское, Тарханы, Ясная Поляна и др.).
Все перечисленное, конечно, значимо для того или иного региона (Ясная Поляна для Тульской области, Спасское-Лутовиново — для Орловской области, Коктебель для Крыма и т.д.), но на первый план выступает общенациональное, значимое для всей России, именно оно является показателем того, что это основной краеведческий компонент литературного образования.
В то же время для каждого региона характерна своя специфика, отражающая природные, исторические, этнические, культурные особенности края. Любой регион гордится тем, что взрастил великих людей, знаменитых писателей, но в каждом крае есть еще и свои местные писатели, много делающие в литературе, в силу своего таланта, на местном уровне и интересные прежде всего для своего края. Региональная литература и составляет основу регионального компонента. В региональный компонент литературного образования, таким образом,входят:
1. Лучшие произведения, соответствующие школьным критериям отбора местных писателей.
2. Литературоведческий материал о литературных салонах, кружках, литературных объединениях края.
3. Литературная периодика края (литературные журналы, альманахи).
4. Материал из истории развития культурной жизни края (не только литературы, но и театра, живописи, музыки и т.д.).
5. Памятные литературные места края.
6. Край в художественной литературе. Сюда войдут и произведения тех писателей, которые, не являясь уроженцами того или иного края, какое-то время жили в крае или бывали в нем, оставили произведения о крае. Для регионального компонента важны и не вошедшие в основной краеведческий компонент произведения крупных писателей об определенном крае (допустим, для Оренбургского края — очерки «У казаков» В.Г. Короленко, повести и рассказы Л.Н. Толстого «За что?», «Ильяс» и др.).
Знания учащихся по литературному краеведению можно разделить на две группы — общекраеведческие знания и региональные. К общекраеведческим относятся знания о биографических и творческих связях писателей с тем или иным краем, о путешествиях писателей, о литературных местах России, о московском, петербургском и т.п. тексте художественной литературы. Региональными знаниями являются знания литературной жизни родного для учащихся края, связей с этим краем писателей-уроженцев его и писателей, приезжавших в него или его описавших. Иногда общекраеведческие и региональные знания смыкаются: например, поездка Пушкина в Оренбургский край для оренбургских школьников. Объединяют эти знания умения видеть образ пространства в художественном тексте, различать в произведении реальное место действия и сюжетное пространство, соотносить локусы текста с сюжетно важными моментами, выделять пространственный тип героя.
Общекраеведческие знания учащиеся получают во всех классах, но в большей степени в старших, когда изучается не только произведение, но и биография писателя, его творчество. Эти знания сообщаются учителем, приобретаются в процессе работы с текстами, учебниками, дополнительной литературой.
Анкетирование, проведенное в оренбургских школах, показало, что учащиеся свободно называют такие литературные места, как Михайловское, Болдино, Тарханы, Ясная Поляна, Царское Село. Ответы школьников, безусловно, зависят от класса: девятиклассники перечисляют пушкинские, лермонтовские места, у десятиклассников добавляются Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново, у одиннадцатиклассников — Шахматове, Царское Село (его называют в связи с именем Ахматовой). Примерно так же отвечают о путешествиях писателей: девятиклассники хорошо представляют путешествия Радищева, Пушкина, Лермонтова, десятиклассники — Гончарова, Тургенева, Островского, Чехова, одиннадцатиклассники — Горького, Гумилева, Маяковского.
Другое о педагогике:
История развития вопроса о нравственном воспитании
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...
Исследование навыков чтения детей с нарушением интеллекта
Исследовательская работа проводилась в специальной (коррекционной) школе VIII вида города Смоленска, во 2 классе. В экспериментальную группу входило 5 детей. С группой работает классный руководитель: Н.Б. Миронова, психолог: Т.А. Капора и логопед: Л.Н. Устименко. Для исследования было отобрано 5 де ...
Методические рекомендации для студентов по выполнению лабораторной работы
Лабораторные работы выполняются в тетради по курсу «Психология» объемом 96 листов с полями, последовательно по номерам, без пропусков. Лабораторные работы записываются в тетрадь аккуратно, с выделением номера задания, отдельными абзацами, никакие сокращения слов в текстах работ не допускаются. Учащ ...