Этап «активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества» [Тамбовцева 1983: 24] охватывает довольно большой временной отрезок: от 3,6 - 4,0 до 5,5 - 6,0 лет.
Особенность данного этапа состоит в том, что «в процесс восприятия производного слова активно включается уже и языковой опыт ребенка: значение производного он начинает выводить не только с привлечением своего практического знания о предмете, но и путем осмысления структуры слова, значения его частей».
Таким образом, дети объясняют значение производного слова с опорой на его структуру, при этом создаваемое производное слово «достаточно адекватно отражает правильно осмысленные в качестве существенных связи и отношения элементов реальной деятельностной ситуации».
Исследования отмечают самостоятельную словообразовательную деятельность ребенка данного возраста, что является свидетельством овладения им «определенной моделью-типом словообразования, которая позволяет установить связи между явлениями действительности и языковыми средствами их выражения».
Под моделью-типом понимается такая модель звукоформы, которая приложима ко всем явлениям данного типа. Модель-тип – это новинка в словотворчестве, которая является и симптомом перехода к системным правилам словообразования. Исследованиями установлено, что имеющиеся в сознании ребенка модели-типы словообразования относительно устойчивы, и в рамках данной модели-типа ребенком могут производиться разные по семантической сложности операции (Н.М. Юрьева, А.М. Шахнарович).
Процесс порождения производного слова имеет, по мнению ученых, двусторонний характер. Прежде всего, умение ребенка создавать производные слова «связано с его способностью видеть то новое, что отличает данный актуальный объект номинации от подобных, выражаемых уже знакомой ему простой номинативной единицей. Процесс выделения нового в ходе сопоставления ранее зафиксированного образа подобного объекта, познаваемого в данный момент, процесс определения сходства и различия . и составляет внутренний, психический процесс выявления "качественных сдвигов в объекте номинации" (Е.С. Кубрякова), то есть процесс получения нового знания об объекте называния. С другой стороны, это умение связано с овладением языковым средством выражения нового знания об объекте наименования, которое в дошкольном возрасте обусловлено генерализацией наиболее употребительной словообразовательной модели и превращением ее в «модель-тип».
На данном этапе дети очень ярко демонстрируют свое умение создавать производные слова, так как именно в этот период исследователи фиксируют «номинативный взрыв» в речи ребенка (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Т.Н. Ушакова и др.). Рост словаря не успевает за потребностями общения, что приводит к резкому росту «детских» слов в речи ребенка. Имеющийся словарь ребенка не обеспечивает его потребности в номинации явлений, поэтому ребенком изобретается новая единица по усвоенным правилам (Т.А. Черемухина, А.М. Шахнарович и др.). При этом «детские новообразования построены по продуктивным моделям современного языка и со строгим соблюдением деривационных значений ("соритель"– тот, кто сорит; "лучный" – относящийся к луку и т.д.)».
Заключительный этап в усвоении словообразовательной системы дошкольниками (5,6 - 6,0) представляет собой период «усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи. снижения интенсивности словотворчества» (А.Г. Тамбовцева).
Другое о педагогике:
Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном
образовательном учреждении
Построение развивающей среды с учетом основных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности. Помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Важно, чтобы в окружении ребенка находился стимулирующий его развитие материал трех типов: во-первых, испол ...
Проектная деятельность в области дополнительного образования
В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что будущее России, её место и перспективы в современном мире в первую очередь зависят от того, будут ли её жители патриотами и гражданами своей страны. Перед современной школой стоит сложная задача – воспитать молодежь, которая понимает и ценит демо ...
Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых усло ...