Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы. В логопедии проблеме словообразования у детей с речевой патологией не уделялось достаточного внимания. Практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых форм слов (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.). Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании производных наименований. На этой основе были определены некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Н.В.Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В то же время исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера. Так, не предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов.
Этим определяется актуальность данного квалификационного исследования.
Объектом
исследования является процесс развития словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет
исследования – формирование словообразовательных умений у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.
Цель
исследования состоит в разработке дидактического и методического обеспечения процесса формирования словообразовательных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе многоаспектного изучения у них состояния словообразовательных процессов различной сложности.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач
:
· дать общую характеристику системы русского словообразования;
· изучить словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста;
· выявить особенности словообразования у дошкольников с ОНР;
· рассмотреть принципы и методики формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР;
· экспериментально проверить эффективность выбранных методик.
Гипотеза
исследования заключается в том, что формирование словообразовательных умений будет эффективным, если опираться на:
- целостную, научно-обоснованную концепцию формирования словообразовательной компетенции, базой которой являются методологические, теоретические и практические исходные положения, а также современные научные представления о выявленном своеобразии и особенностях становления словообразовательных процессов разного порядка у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста;
- внедрение в образовательных процесс, регламентируемый содержанием коррекционных программ обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи, новых форм и направлений работы по развитию у детей словообразовательной системы языка.
Методы
исследования были выбраны с учетом объекта исследования и соответствуют задачам и гипотезе работы. В процессе исследования применялись следующие методы исследования:
- теоретический анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической, методической литературы;
- эмпирические: наблюдение, метод диагностических заданий (тестирование, беседы);
База
исследования: детский сад для детей с нарушениями речи № 350, г. Волгограда, логопедическая группа детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе представлены таблицы, диаграммы.
Другое о педагогике:
Виды внешкольные форм экологического образования
1. Значение неформального экологического образования Значительная роль в формировании экологического сознания личности принадлежит так называемой системе неформального экологического образования. Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологического сознания в р ...
Семейное и религиозное воспитание в работах В.В. Зеньковского
Семья всегда была и остается главным институтом воспитания подрастающего поколения. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Именно семья, по мысли В.В. Зеньковского, является органом религиозного воспитания. Т ...
Описание процедуры исследования
Исследование проводилось в марте-мае 2005 года в гимназии №10 города Дивногорска. Было опрошено 3 параллели 9-х классов (90 человек), 50 родителей и 31 педагог данного образовательного учреждения. Все анкеты содержали три общих вопроса для трех категорий респондентов. Родители и педагоги рассматрив ...