2. Ролевые экологические игры
Ролевые экологические игры – это тип экологических игр, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т. д.
Ролевые (сюжетные) игры инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни.
Проведение ролевых игр требует серьезной предварительной подготовки, во время которой будущие «специалисты» повышают свою профессиональную компетентность в соответствующих областях знаний, чтобы не «ударить лицом в грязь» во время игры.
Имитационные экологические игры – это тип экологических игр, основанный на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности.
Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от несложных ручных игр до компьютерного моделирования. Разработка и апробация имитационных игр в России с начала 70-х гг. ведется на биологическом факультете Московского государственного университета (Д.Н. Кавтарадзе, А.В. Щербаков, Е.М. Жевелева и др.) на основе междисциплинарного подхода к решению экологических проблем.
Ряд имитационных компьютерных экологических игр создан и российскими специалистами («Цена нефти» – А.В. Щербаковым, «Лес и лоси» – Е.Н. Еукваревой и И.Б. Бессоновым и др.).
Эколого-психологический тренинг – это комплексная форма экологического образования, основанная на методологии социально-психологического тренинга, которая направлена на коррекцию экологического сознания личности.
Эколого-психологический тренинг направлен на решение следующих задач: 1) коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь, преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам: 2) коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами; 3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия; 4) развитие персептивных возможностей субъекта при его контактах с природными объектами; 5) расширение индивидуального экологического пространства.
Тренинг может проводиться в группах из 8-12 человек под руководством ведущего-тренера. Он является достаточно универсальным в отношении социально-возрастного состава группы.
Детские экологические движения – это массовая форма экологического образования, организующая и координирующая добровольную внеурочную экологическую деятельность школьников.
Члены экологических движений организуют различные акции, активно участвуют в природоохранных мероприятиях, пропаганде экологических знаний, разработке предложений по сохранению и восстановлению природной среды. Старейшее среди экологических организаций – Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924г. При Центральном совете общества работали различные секции (охраны недр, леса, вод, рыбы, млекопитающих, птиц и т. д.), которые вели соответствующую организационно-методическую работу.
В последние годы все активнее проявляет себя в России движение «зеленых». Акции его членов часто носят эксцентричный характер, чем привлекают к себе общественное внимание. Например, под лозунгом «Вернем отходы производителю», «зелеными» была организована перекачка грязных сточных вод, льющихся из трубы в реку, обратно на территорию завода прямо через забор, с помощью ручного насоса.
В России традиционно существует также ряд детских экологических движений различной направленности, играющих важнейшую роль в экологическом образовании школьников.
1. Юннатское движение
Первая биостанция юных натуралистов имени К.А. Тимирязева была основана в 1918г. в Сокольниках (Москва) известным педагогом Б.В. Всесвятским. На начальных этапах юннатского движения господствовал лозунг «отдать юннатское движение в руки самих юннатов», т. е. отрицалось всякое руководство со стороны педагогов.
Другое о педагогике:
Классификация задач
К настоящему времени накоплено огромное количество задач. Все они различны по сложности, содержанию, способам решения. Возникает проблема их классификации. Такая классификация важна для учителя, т. к. она позволила бы ему избежать односторонности в выборе задач и осуществлять этот выбор на основе д ...
Переосмысление акта номинации
Ребёнок подсознательно выделяет в каждом слове ономасиологический базис (процесс, предмет, признак) и в соответствии с этим выбирает номинацию, иногда актуализируя то, что для него является более важным. Чаще всего ребёнок выбирает слово более простое по форме и смыслу. В приводится такой пример: & ...
Приемы формирования словообразовательных
умений у дошкольников с ОНР
Экспериментальными исследованиями было доказано, что овладение словообразовательными навыками становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития. С тех пор практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих ...