Начиная с первого класса, дети рассказывают о музыке, придумывают свое название музыкальному произведению или создают свою музыку на заданное стихотворение. В старших классах пишут сочинение-отзыв на услышанную музыку. Часто даже взрослому человеку трудно найти слова, чтобы выразить невыразимое. А большинству ребят удается найти литературный образ, адекватный музыке.
Но чаще всего говорим о взаимосвязи музыки и литературы, тема которого “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?” и “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?”.
Уже традиционными стали конкурсы сказок, созданных детьми. Опираясь на опыт, приобретенный на уроках литературы и музыки, дети создают удивительные истории, где герои музыка и музыканты.
“Музыка рождается из того же необыкновенного вещества, что и наши сны. Она, как сон, слагается из разноцветных “стёклышек калейдоскопа”, отражающих яркие мгновения жизни” – из сказки ученицы 5 класса Беловой Веры. Охватывая взглядом программу о русской музыке, явно намечаются и основные направления работы педагога по использованию произведений изобразительного искусства:
а) изучение биографии композитора. Совершенно необходимо привлечь примеры портретной живописи, графики, скульптуры.
б) работа над идейно-художественным содержанием музыкальных произведений. В этом случае уместными компонентами уроков могут быть произведения изобразительного искусства, близкие по тематике, художественным образом.
При изучении общеисторических тем, таких как «Музыкальная культура первой половины XIX века», «Культурная общественно-политическая жизнь России второй половины XIX века» предложить вниманию детей портреты П.М. Третьякова, И.Н. Крамского, А.Н. Некрасова, братьев А.Г. и Н.Г. Рубинштейн.
Изучая фортепианный цикл П. Чайковского «Времена года», необходимо познакомить ребят с развитием пейзажной живописи в русском искусстве второй половины XIX века: с полотнами Ф. Васильева, А. Саврасова, И. Левитана, Д. Поленова.
Благодатной темой для применения связи музыки, живописи, литературы является биография любого композитора. Так, изучая жизненный путь М. И. Глинки, мы неоднократно вспоминаем А. С. Пушкина, с которым композитор встречался, чье творчество вдохновляло музыканта на создание поистине гениальных сочинений. Необходимо показать учащимся портрет поэта, принадлежащей кисти О. А. Кипренского, Б. А. Тропинина, полотна И. Е. Репина, В. А. Серова.
Раскрывая содержание оперы П. Бородина «Князь Игорь», можно привлечь творения древнерусских мастеров - иконы «Борис и Глеб», «Осада Новгорода суздальцами», «Троица». Все это поможет более убедительно показать и доказать идею произведения - сокровенные мечты о едином, сильном централизованном государстве. Уместно показать, как эта тема решается рядом художников разных поколений, например, В. Васнецовым, Е. Кибриком, В. Фаворским, И. Глазуновым.
Изучая обзорные темы, можно привлечь работы художников, на которых изображены этапные события времени, наложившие отпечаток на развитие музыкальной культуры. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов - два центральных события первой половины XIX века. Работы ВЛевинкова, JI. Кившенко, В. Виельгорского помогут учащимся зрительно видеть эпоху, ее героев, увидеть, в какой обстановке жили современники А. Варламова, А. Алябьева, М. Глинки, А. Даргомыжского.
Обращаясь к теме «Культурная и общественно - политическая жизнь России второй половины XIX века», говоря о «Могучей кучке», необходимо показать портреты А. Бородина, В. Стасова, М. Мусогского, П. Третьякова, А. Рубинштейна, выполненное И. Репиным.
Безусловно, найти сюжетную или тональную параллель с изобразительным искусством в каждом музыкальном произведении невозможно, но этого и не следует делать, чтобы не превращать урок музыкальной литературы в синтезирующий предмет. Цель другая - познакомить учащихся с эпохой, сделать звуковой образ зримым. При таком подходе, произведения изобразительного искусства не принизят достоинства и выразительные возможности музыки, а только обогатят ее.
Курс русской музыки дает возможность довольно серьезно и глубоко познакомиться с жанром оперы. В музыкальном театре музыка и изобразительное искусство находятся в тесном единстве (театрально - декорационная живопись, искусство костюма и искусство грима).
Расцвет оперного жанра произошел в частном театре С. Мамонтова, в котором собирались прекрасные музыканты, певцы, художники. Достаточно назвать такие имена, как Н. А. Римский - Корсаков, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, Н. Врубель, В. Васнецов, Д.Паленов. В. М. Васнецов выполнил прекрасные эскизы к опере «Снегурочка», К. А. Коровин писал декорации к «Борису Годунову». Пейзажные сцены к «Русалке» писал И. Н. Левитан. Надо сказать, что и художники были людьми «тонко понимающими музыку». «Ритм, движение музыкальной мысли рождают во мне ответную музыку красок», - говорил неоднократно К. Коровин.
Итак, многочисленные связи соединяют русскую музыку с изобразительным искусством, литературой, драматическим театром. А. Блок отмечал: «Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия. Вместе они образуют единичный мощный поток, который несет в себе драгоценную ношу национальной культуры». Связь эта закономерна. Ведь и музыка, и изобразительное искусство, и литература выросли, развивались и развиваются на единой почве. Источник этот и почва - жизнь, окружающая нас жизнь.
Другое о педагогике:
Методы воспитания народной педагогики
Метод воспитания (от греческого "методос" - "путь") – путь достижения заданной цели воспитания. Применительно школьной практике можно сказать даже, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, признанные выработать у них заданные цель ...
Инновационные деловые игры
Профессиональное становление личности обучающегося в образовательном процессе рассматривается как становление личностных качеств будущих специалистов в единстве с усвоением профессиональных знаний, умений, навыков. Согласно современным подходам – формирование профессиональных компетенций. Деловая и ...
Революционный перелом университета
Революция 1917 года оставила противоречивый след в судьбе высшей школы. Еще больше усилилась демократизация. Отменили оплату за обучение, студентам выплачивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был на государственном финансировании. С этого же года в университете соз ...