Музыка – вид искусства, обращенный к нашему “внутреннему зрению”, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств.
Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием музыки.
“Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты…, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом”. (Р.Роллан).
Слово и музыка – два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и балеты. Поэтический текст придает музыке новое звучание. А талантливая музыка становится открытием известного стихотворения.
Использованием полихудожественного подхода на уроке музыкальной литературы позволяет детям лучше осознать, что один и тот же образ можно выразить разными художественными средств.
1.В 4 классе, при изучении жанра оперы, в качестве образца была рассмотрена опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. В ходе работы ученики провели сравнение либретто оперы с подлинным текстом поэмы А. С. Пушкина. Приложение № 1.
2.Жанр балета был представлен произведением С. С. Прокофьева «Золушка». Учениками была проделана предварительная работа – чтение сказки Шарля Перро, а уже на уроке, с помощью педагога, они сравнили образы главных героев, обсудили их музыкальные характеристики.
В разделе программы «Программно-изобразительная музыка» представлены наиболее яркие произведения отечественных и зарубежных композиторов. Например, «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро» А. К. Лядова. На протяжении всего творчества компрзитор обращается к жанру симфонической миниатюры, используя разную тематику. А сказочные образы показаны с наибольшей выразительностью. Кроме этого к некоторым сочинениям Лядов пишет небольшую программу, при знакомстве с которой перед учениками предстает конкретный образ или картина. Свои впечатления о прослушанном ученики выразили в своих сочинениях .
3. На занятиях, посвященных осенней тематике, учениками была проведена связь музыки с литературой. Этому способствовали сочинения А. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина, Ф. Тютчева и др. Под впечатлением урока ученики выполнили творческое задание, а именно написали небольшие сочинения.
4. Г. В. Свиридов «Поэма памяти С. Есенина» - крупное произведение, состоящее из 10 частей. О замысле «Поэмы», о ее содержании сам композитор, выступая по радио перед ее премьерой, рассказывал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки. Эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина:
.более всего
Любовь к родному краю
Меня томила
Мучила и жгла».
(С. Есенин)
Выделив в качестве основной темы «любовь к родному краю», Свиридов именно сквозь призму этой темы рисует и самого Есенина — большого и прекрасного русского поэта, «крестьянского сына», неразрывно связанного с народом, с землею, с Родиной — Русью.
И еще одна особенность свойственна этому ораториальному произведению, возникшему из замысла камерного вокального цикла: сближение и органическое сочетание двух разных жанровых пластов — эпического и лирического. Перед изучением произведения ученики познакомились с поэзией С. Есенина. На уроке были выделены его основные темы творчества, после чего следовало прослушивание музыкального произведения и анализ его частей. Важным моментом стало нахождение ответов на вопрос: как музыка передает образы стихов поэта.
Начиная с первого класса, дети рассказывают о музыке, придумывают свое название музыкальному произведению или создают свою музыку на заданное стихотворение. В старших классах пишут сочинение-отзыв на услышанную музыку. Часто даже взрослому человеку трудно найти слова, чтобы выразить невыразимое.
Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием музыки.
“Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты…, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом”. (Р.Роллан).
Слово и музыка – два великих начала. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры – песни и романсы, оперы и балеты. Поэтический текст придает музыке новое звучание. А талантливая музыка становится открытием известного стихотворения.
Другое о педагогике:
Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и
технологий взаимодействия с миром природы
Третьей задачей экологического образования является формирование адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами. Важнейшей характеристикой экологичной личности является стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое, с позиций экологическо ...
Создание дидактических и методических материалов
При создании дидактических материалов можно предложить следующие инструменты: Microsoft Word; Microsoft Office Publisher; MS Excel. Выше уже было описано несколько из них, но из нерассмотренных остался Microsoft Word, рассмотрим, что можно создавать с помощью этого инструмента. Microsoft Word содер ...
Активные нетрадиционные лекции
Перестройка системы образования предъявляет новые требования к личности педагога, методам и технологии преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности, прежде всего, в лекционной. Педагог во все времена был человеком ...