Для Чайковского был в пушкинском произведении ещё один привлекательный персонаж – Ленский. Его образ не менее лиричен, чем образ Татьяны. Музыка утверждает близость этих образов друг другу: партии этих героев пронизывают очень сходные интонации. Четвёртая картина – бал в доме Лариных. Кульминация картины – ссора Ленского и Онегина. А пятая картина целиком посвящена Ленскому. Арии героя рисуют образ ранимого, взволнованного человеческой подлостью молодого поэта.
: Действие шестой картины происходит в столице, на великосветском балу. Страдающий от осознания бесцельности жизни, раскаивающийся в убийстве Ленского Евгений видит светскую красавицу, в которой узнаёт Татьяну Ларину. Здесь автор вводит новое действующее лицо – мужа Татьяны.
Что мы знаем о нём из романа Пушкина? Как характеризуется этот герой в различных комментариях к роману? Послушайте результаты небольшого исследования, проведенного вашим товарищем.
Пушкин говорит о нём очень кратко. Чайковский же рисует яркий образ князя в коротком диалоге с Онегиным и в одной только арии, даёт ему фамилию. Муж Татьяны перестаёт быть безликим, как не может быть безликим боевой генерал, мужественный, честный человек, сумевший оценить скромную провинциальную барышню, горячо полюбить её. Как вы думаете, почему Чайковский так много внимания уделяет эпизодическому персонажу? (Возможно, хочет показать, какой именно человек достоин Татьяны, кто сможет сделать героиню действительно счастливой).
Последняя, заключительная сцена оперы – встреча героев в доме Татьяны. Короткий дуэт «Счастье было так возможно, так близко» подводит итог трагическому сожалению о прошлом.
– В 1996 г. в Москве состоялось открытие театра «Новая опера». Одним из первых спектаклей театра стал «Евгений Онегин». В новой для зрителя концепции режиссёра Е. Колобова история Онегина и Татьяны представлена как коллизия трагической любви двух прекрасных существ, соединению которых препятствуют не обстоятельства, не характеры, но роковая вина Онегина, преступившего христианскую заповедь «Не убий!».
В 1997 г. один из самых молодых оперных театров России, «Геликон-Опера», предложил новое прочтение оперы Чайковского. По режиссёрскому решению Дм. Бертмана, все, что происходит в спектакле, происходит на воздухе. Четыре времени года – четыре кульминации спектакля. Главный герой оперы именно Евгений Онегин, не Ленский, не Татьяна, как бывало в других спектаклях. Это подчёркивается и тем, что персонаж не покидает сцену в течение всего спектакля: он или молча сидит в качалке в углу сцены, наблюдает за событиями, или участвует в них.
Сказка в музыке.
Сказка… Ее удивительный мир, где вымысел и реальность тесно переплетаются, очень близок и понятен детям. Мы знаем сказку в разных ее обликах: и в литературе, и в театре, и в кино; есть сказка в музыке, в живописи, в скульптуре, – на все лады она разыгрывается, варьируется. Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники – звери, птицы, фантастические существа – помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели. На уроках музыки дети слышат фрагменты известных сказок в музыкальном изложении: “Спящая красавица” и “Щелкунчик” П.И.Чайковского, “Конек-Горбунок” Р.К.Щедрина, “Золотой петушок” и “Садко” Н.А.Римского-Корсакова и др.
Курс татарской музыкальной литературы также охватывает огромный период: от древнетатарской музыки до татарской музыки последних десятилетий XX века. Учащиеся знакомятся с особенностями творческого почерка ведущих татарских композиторов, с особенностями композиторской музыки татарского народа. Татарская народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры, несет в себе огромный социально-педагогический потенциал.
Полихудожественный подход прослеживается и в татарской музыке. Для раскрытия тем мы опираемся на программу «Татарская музыкальная литература» В. Дулат-Алиева. Сначала учащиеся знакомятся с жанрами фольклора, после чего мы переходим к изучению композиторской музыки.
При изучении байтов необходимо объяснить учащимся о том, что байты, прежде всего, связаны с литературой, так как основное в байтах не музыка, а текст. Основная задача байта - рассказ, повествование о каких-то событиях, это как бы рассказ нараспев, а мелодия только помогает рассказу.
При изучении мунаджатов объясняю учащимся, что с этим жанром связано основное музыкально-поэтическое творчество татар, этот жанр имеет характер монолога-размышления, монолога-жалобы.
В протяжных песнях обращаю внимание учащихся на мелодию, так как музыка протяжных песен далеко не проста, имеет широкий диапазон и длинные музыкальные фразы. Важнейшая особенность этого жанра - богатая и разнообразная орнаментика. А орнамент является своеобразным почерком татарского народа. Применение узоров проявляется и в национальных костюмах татар: в тюбетейке и калфаке, в камзоле и фартуке, в туфлях и ичигах. На уроках я использую иллюстрации рисунков и образцов элементов этой одежды .
Балет «Шурале» Ф. Яруллина интересен учащимся тем, что в его основе лежит известная поэма-сказка Габдуллы Тукая «Шурале». В балете композитор использует народные мелодии, весь балет проникнут духом национальной музыки, интонациями татарского фольклора. При изучении этой темы я показываю иллюстрации рисунков Шурале, Былтыра. На примере балета «Шурале» учащимся становится понятной тесная связь музыки, литературы и изобразительного искусства.
Другое о педагогике:
История развития первых университетов
Средневековье знало три вида школ. Низшие школы, образовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц — клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка (на котором велось католическое богослужение), молитв и самого порядка бо ...
Заполнение календаря
Заполнение календаря природы — еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явле ...
От осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к
признанию права аномальных детей на образование
Третий
период эволюции отношения государства и общества к
лицам с умственными и физическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца ХVIII до начала ХХ в. За
это время западноевропейские государства прошли путь от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к ос ...