Характеристика этапов подготовительной работы по написанию сочинения по картине

Педагогическая теория » Особенности сочинений по картине » Характеристика этапов подготовительной работы по написанию сочинения по картине

Страница 2

Проведение словарной работы

. В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств.

Беседа по картине предполагает установление ассоциативных связей между словами, обозначающими те или иные предметы или явления, изображенные на полотне, способствует многократному употреблению слова после его первичной семантизации. Представляя собой источник эмоционального воздействия на человека, картина помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.

При проведении словарной работы учитель организует ее в определенном направлении так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину, он стремится не только к расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.

Учитывая, что лексическая подготовка к работе по картине в основном проведена накануне урока, во время беседы акцентируется внимание на отбор наиболее точных и ярких языковых выразительных средств. В этом случае не нарушается целостное художественное восприятие картины попутным объяснением значения большого количества слов и наоборот, подбор наиболее удачных выразительных средств речи способствует более глубокому осмыслению художественных образов.

В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально-окрашенные слова.

Следует отметить, что если учитель умело организует словарно-стилистическую работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный, непосредственно изображенный на картине предмет (явление), чтобы у учащихся не было расхождений между словом и реалией (понятием), чтобы у них воспитывалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию картины.

Чтение и анализ искусствоведческого текста.

Одним из компонентов урока родного языка по картине является чтение и анализ искусствоведческого текста, выполняющего роль образца для предстоящего высказывания учащихся.

Анализ искусствоведческого текста-образца оказывает существенное влияние на предстоящее сочинение учащихся, как в речевом, так и в структурном плане. Однако его следует использовать после проведенной беседы (вопросно-ответных упражнений) и словарно-стилистической работы по картине, в процессе которой учащиеся самостоятельно семантизируют лексику средствами изобразительной наглядности, ищут наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей. Известно, что самостоятельно найденные слова дольше удерживаются в памяти учащихся и быстрее входят в их активный словарный запас. Вместе с тем анализ образца, проведенный на базе самостоятельного осмысления содержания картины во время беседы усиливает эмоциональное восприятие текста и помогает глубже понять его содержание. Использование анализа образца после беседы предоставляет учащимся сравнить "свои" слова, найденные в ходе беседы со словами, употребленными авторами текста, и убедиться в богатейших возможностях русского языка. Кроме того, у учащихся развивается наблюдательность, стимулируются творческие поиски, появляется желание описать картину заново, заимствуя содержание, лексику и стиль текста-образца. При таком подходе влияние текста проявляется более умеренно, и он в большей мере подвергается творческой переработке.

Методика анализа искусствоведческого текста-образца имеет свои особенности:

1) Текст анализируется в сочетании с картиной, что усиливает эмоциональное восприятие обоих источников;

2) При анализе текста обращается внимание на искусствоведческие слова и термины, характерные для данного типа текстов;

3) Содержательно-композиционный анализ текста проводится в органической связи со средствами его языкового выражения:

а) определение темы и основной мысли;

б) нахождение опорных слов ("данное" и "новое"), обеспечивающих смысловую сетку текста;

в) выделение структурных частей текста (зачин, основная часть, концовка);

г) определение авторской позиции в тексте, нахождение слов, с помощью которых автор достигает большей эмоциональности описания, ярко и точно описывает изображенное;

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Приемы формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
Экспериментальными исследованиями было доказано, что овладение словообразовательными навыками становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития. С тех пор практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих ...

Игры с условной ситуацией для развития связной речи учащихся
Мы учимся вместе, друзья! Цель игры. Помочь учащимся скорее познакомиться с другом. Воспитывать у них доброжелательность, внимание к товарищам. Материал для проведения игры. Мяч среднего размера. Ход игры. Все ученики становятся в круг, учитель с мячом находится внутри круга. Он бросает мяч кому-ли ...

Анализ учебно-программной документации по подготовке дизайнеров интерьера
Специальность 030500.04 – Профессиональное обучение (дизайн). Специализация 030502.04 – Дизайн интерьера. Дисциплина – формообразование (дисциплина по специальности). Курс дисциплины «Формообразование» предназначен для освоения студентами основных закономерностей плоскостной объёмной и пространстве ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru