Здесь мы рассмотрим подробную характеристику этапов подготовительной работы по написанию сочинения, которая играет большую роль, как для написания сочинения, так и для успеха сочинения, как упражнения для развития речи учеников.
Рассматривание картины и ее анализ. Один из важных этапов в работе с картиной – рассматривание репродукции произведения живописи. Молчаливое, неторопливое рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку мышление взаимосвязано с восприятием. Образы, непосредственно воспринятые нами из внешнего мира, являются единственным материалом, над которым и посредством которого работает наша мысль – говорил К.Д. Ушинский.
В процессе рассматривания картины у учащихся развивается способность наблюдать, образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи, адекватно замыслу художника. Это нерасчлененное восприятие проходит на уровне подсознания, через чувство, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс. Как и при восприятии любого произведения искусства, человек видит в картине в первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и чувствам. Ученик, рассматривая картину, обращает, прежде всего, внимание на то, что его больше волнует, интересует, что стало для него поводом к решению, может быть, пока неосознанных своих проблем, что явилось для него новым, неожиданным. В этот момент определяется отношение учащихся к картине, формируется его индивидуальноепонимание художественного образа, нравственной позиции художника.
Общее беглое знакомство с картиной, давая толчок чувству и воображению учащихся, порождает у них желание высказаться. Однако эти высказывания иногда носят случайный характер, учащиеся затрудняются самостоятельно устанавливать связи между частями картины и составлять речевое произведение. Поэтому необходим анализ картины под руководством учителя.
Цель анализа картины – углубить первоначальное восприятие, помочь учащимся понять образный языкискусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы.
Анализ картиныпроводится в процессе выполнения коммуникативных вопросно-ответных упражнений (на начальном этапе) или в ходе беседы
. Приемы ведения беседы по картине имеют свои особенности, связанные со спецификой произведения искусства, которая выражается в том, что учитель должен анализировать картину в единстве содержания и средств художественного выражения. Этим определяется характер вопросов, основная задача которых помочь учащимся понять взаимообусловленность содержания и средств выражения. Отсюда вытекает требование интегрированияв вопросе формы и содержания, частного и общего.
Так, беседуя по картине-пейзажу в средних классах, учитель может задать такие вопросы аналитико-синтетического характера
: Какой цвет является основным в картине? почему? С помощью каких красок художник создает впечатление летнего солнечного дня? Чтобы создать у нас радостное настроение, какие краски использует художник? Какими изобразил художник деревья? Какого цвета снег на картине? почему? Как построена картина? Как передана глубина в картине? Какие цвета использовал художник, чтобы показать "золотую осень"?.
При работе с натюрмортным жанром вопросы постепенно усложняются от класса к классу. Если в V классе можно ограничиться вопросами: Что изображено на картине? Как расположены предметы на картине? На каком фоне изображены эти предметы? Какой цвет преобладает?
Восприятие и глубина понимания картины зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от их последовательности
.
Далее выделяется группа вопросов, связанная с определением сюжета картины и способами его выражения. В ходе структурного анализа выявляется тема и основная мысль картины, роль изобразительных средств в раскрытии замысла художника. При этом большое значение имеет формулировка вопросов
, которая должна отвечать следующим требованиям: 1) быть точной, лаконичной и понятной учащимся, то есть соответствовать уровню их подготовки; 2) помогать учащимся рассматривать картину в единстве содержания и средств художественной выразительности, видеть и понимать образный язык изобразительного искусства; 3)способствовать организации наблюдения учащихся по картине, фокусированию их внимания, как на выделение главного, так и на "говорящие" детали; 4) активизировать мышление и речь учащихся путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей; 5) выявлять авторскую позицию в картине, формировать у учащихся самостоятельное суждение о произведении, собственное эстетическое переживание.
Другое о педагогике:
Профессиональный идеал педагога-воспитателя
Развитие личности человека во многом зависит от того, как формируется его самооценка. Психологи отмечают два основных приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй, более распространённый, заключается в социальном ср ...
Понятие внимания
Во время бодрствования человек постоянно что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что воздействует на человека. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его ...
Практическая работа по развитию воли у детей среднего
дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Изучение уровня развития воли у детей средней группы с помощью сюжетно-ролевой игры Изучив теоретические вопросы развития воли в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста, мы перешли к экспериментальной работе, которая состоит из 3 последующих этапов эксперимента. а) констатирующий ...