К.И. Чуковский был совершено прав, когда, анализируя удивительный феномен детского сочинительства, утверждал, что мы кажемся ребёнку законодателями, нарушающими свои собственные законы, - дети не виноваты в том, что в грамматике не соблюдается строгая логика. Если бы наш язык был устроен более простым способом, не было бы пространства для детского слово - и формотворчества.
Мы с детства усваиваем вместе со словами родного языка действующие в языке законы построения слов. Секрет языка, облегчающий пользование им, избавляющий человека от запоминания многих тысяч слов, состоит в том, что лишь часть (меньшая по объёму) словарного состава языка требует такого запоминания. Эти лексемы, которые существуют в языке как готовые единицы, являются наиболее употребительными, известными каждому (дом, стол, сын, вода, земля и т.д.). Языковеды называют подобные формы простыми, в отличие от слов производных ("сделанных" в языке). Сравнив слова домик, столик, сынок, водичка, землица с приведёнными выше, мы увидим, что они связаны с единицами первой группы, основываются на них, являются по отношению к ним вторичными. "Значение производных слов определяется значением слов простых. Оно мотивировано ими, подобно тому, как свойства химических соединений зависят от свойств входящих в них элементов" . Значение слов столик и домик является мотивированным, определяется значением слов стол, дом и значением суффикса - ик - (уменьшительность), подобно тому, как "значение глагола приводить определяется значением слова водить и приставки при-, означающей приближение".
Ребёнок, подражая речи взрослых, понимает это очень быстро и примерно на втором году жизни активно вступает в словообразовательный процесс. Проблема в том, что ребёнок не знает значения всех словообразовательных морфем, правил соединения основы слова с аффиксами. Отсюда и "детские казусы" в речи. Хотя выводы относительно речи ребёнок делает правильно и старается говорить "по-взрослому", строит слова из известных морфем. Он старается понять значение незнакомых слов и назвать явления действительности соответственно законам русского словообразования, демонстрирует расчленённый характер семантики производного слова, при котором некоторые элементы смысла выражаются некоторыми элементами формы. Но ребёнок берёт уже имеющиеся в языке "стройматериалы", а не придумывает собственные.
Детские новообразования можно разделить на несколько групп в зависимости от того, каким способом образовано слово и чем мотивирует ребенок это словообразование. К основным причинам словотворчества можно отнести:
стремление образовать дериват - синоним к непроизводному слову;
желание актуализировать значение производного слова при помощи замены аффикса или добавления новой морфемы;
попытку восстановить внутреннюю форму слова, что часто проявляется в смене ранга мотивирующих сем;
обозначение нового для ребёнка внеязыкового содержания;
незнание формальных ограничений языковой системы и, как следствие, смешение синонимичных морфем.
словообразование детская речь неологизм
Все зафиксированные нами детские новообразования условно можно разделить на пять групп в зависимости от тех причин, на основании которых ребёнок создаёт тот или иной неологизм.
Другое о педагогике:
Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений
подростка и уровня его субъективного
ощущения одиночества
Основной целью констатирующего эксперимента было выявление взаимосвязи оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества. В соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи: - определить оценку отношений подростка с классом; ...
Исторические предпосылки современного тестирования в отечественном
образовании
Тесты в России в конце XIX первой половины XX в. История тестов началась в России, как и в других странах, в конце XIX — начала XX в. В этот период тесты широко применялись сторонниками экспериментальной педагогики, которые всячески пропагандировали их наравне с другими психометрическими методиками ...
Обобщение и систематизация знаний в процессе обучения
Урок обобщения и систематизации применяется вместо традиционного урока повторения учебного материала. Необходимость такого урока вызвана следующими обстоятельствами. Урок повторения, как правило, преследовал цели закрепления знаний и реализации дидактического принципа прочности знаний. Этой цели со ...