в акте коммуникации некоторые производные могут выполнять одновременно не одну функцию. "Например, персональное дело - персоналка - говорящий порождает однословную номинацию взамен словосочетания, то есть создаёт более удобный и краткий способ выражения, присущий разговорной речи".
Нетрудно заметить, что многие слова в языке ребёнка являются производными: лампочница от слова лампочка, мышак от слова мышь, скакада от слова скакать, есть даже слова, произведенные от несуществующих слов. Например, заблохлый от слова заблохеть, а заблохеть от известного русскому языку слова блоха. Мы можем наблюдать, что ребёнок умеет сочетать слово непроизводное и словообразовательные аффиксы, т.е. подсознательно имеет представление о том, что слово может быть производным.
Производное слово отличается от непроизводного тем, что оно по форме и смыслу связано с другим словом современного языка, которое по отношению к нему является производящим. Формальная видимость производного слова заключается в том, что его основа равняется основе производящего слова с присоединённым к ней формантом, а семантическая видимость состоит в том, что значение производного слова вбирает в себя значение слова, от которого оно произведено. Последнее проявляется в том, что производное слово может быть объяснено через производящее: нарукавник - это что-то, помещающееся на рукаве. Поэтому при составлении картотеки мы столкнулись с тем, что ребёнок назвал ошейник нашейником, "потому что его собаке на шею надевают". И это не случайно: "один мальчик понял слово накомарник как "что-то надеваемое на комара" и после долгого размышления предположил, что это "наверное, сачок, чтобы ловить комаров". Когда ему объяснили, что это такое, он был очень удивлён и предложил переименовать его в откомарник" .
Затрудняет процесс определения семантики незнакомого слова наличие уникальных формантов. В таких случаях нет возможности провести аналогии, опираясь на словообразовательный механизм современного языка: таковы пары козёл - коза, король - королева, поскольку "ни - ёл-, ни - ев - не встречаются в других словах". Ребёнок постоянно исходит из предположения, что должна существовать симметрия формальной и семантической структур слова. Практически всем словам (за редкими исключениями), которые конструируются самими детьми, такая симметрия действительно свойственна (одуванчик - обдуванчик), т.к. ребёнок ищет производное слово - соответствие для любой непонятной для него речевой единицы.
В 1951 году, обращаясь к матерям и призывая их быть внимательнее к речи собственных детей, К.И. Чуковский писал: "Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас - как оптовый склад таких готовых форм, "магазин готового платья". А у детей - это мастерская - всё мерится и шьётся, творится каждую минуту сначала, - все - вдохновение и творчество". Ему удалось вовлечь многих в увлекательную работу по сбору детских речевых инноваций.
Дэн Слобин, известный исследователь детской речи, называл словесные инновации русских детей "маленьким чудом русской речи" (цитируется по ). В самом деле, любой ребёнок, овладевающий русским языком, сочиняет большое количество новых слов и непривычных для нашего слуха новых форм уже существующих слов. Выражаясь языком современной лингвистики, русские дети отличаются особой лингвокреативностью. Связана ли эта лингвокреативность с особенностями их психической деятельности или со спецификой усваиваемого ими родного языка?
Причина кроется в особенностях языка. Русский язык, в отличие от английского или немецкого, характеризуется системой правил, управляющих словообразовательными и формообразовательными процессами. При этом дело не в количестве правил, а в сложности и противоречивости устройства самого языкового механизма: существует многоэтапная и не всегда в достаточной степени предсказуемая система переходов от общих правил к частным, от частных к единичным (исключениям).
Другое о педагогике:
Способы обучения на уроках
Что такое современный урок и чем он отличается от традиционного? Этот вопрос всегда волновал педагогов. Ведь со сменой технологии и техники, общественных и социально-экономических отношений меняется и весь процесс обучения. Современный урок - это отнюдь не тот урок, на котором используются компьюте ...
Анализ результатов диагностического исследования
Результаты группового обследования приведены в таблице №1. Табл.№1. № п\п Фамилия Имя ребенка Рез-ты вып-ия диагностич заданий Ср. балл. 1 2 3 4 5 6 7 1 Арсланова Анжела 2 2 1 1 3 2 2 1,9 2 Артемова Олеся 1 1 1 1 2 1 1 1,1 3 Алимов Рамиз 3 2 2 3 2 2 1 2,1 4 Багаутдинов Ильгиз 2 1 3 2 1 2 1 1,7 5 Ба ...
Самая превосходная должность под солнцем
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, о ...