Способы обучения на уроках

Педагогическая теория » Способы обучения на уроках

Страница 1

Что такое современный урок и чем он отличается от традиционного? Этот вопрос всегда волновал педагогов. Ведь со сменой технологии и техники, общественных и социально-экономических отношений меняется и весь процесс обучения. Современный урок - это отнюдь не тот урок, на котором используются компьютеры, видеотехника и т.п. Даже при наличии самых современных технических средств обучения урок может оказаться традиционным и не отвечающим главному требованию - готовить специалистов, конкурентоспособных на современном рынке труда.

Изучив результаты многолетней дискуссии об уроке, опыт педагогов-новаторов, психолого-педагогическую литературу, свели в опорную схему сравнительный анализ существующих способов обучения. Конечно, этот анализ нельзя считать завершенным, так как смена технологий обучения - процесс непрерывный и происходит объективно, независимо от того, хотим мы этого или нет. Из схемы видно, что способы обучения отличаются, прежде всего, установками, целями, которые ставят перед собой общество, учебное заведение, отдельные педагоги. А уж от установки зависит выбор методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Например, цель «научить рассуждать на языке изучаемой дисциплины» включает и цель привычную, конечную, которую мы формулируем и для традиционного урока - сформировать знания, умения, навыки, забывая при этом, что, во всяком случае, этой цели мы можем достичь, если стремиться к главному - развитию профессионального мышления учащихся средствами своего предмета. Конечно, так работать сложнее. Необходимо овладеть не только тактикой, но и стратегией процесса обучения, для чего нужен более высокий уровень педагогического мастерства.

Психологи выявили и охарактеризовали эти уровни:

1. Репродуктивный. Умею рассказать то, что знаю сам;

2. Адаптивный. Умею приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

3. Локально-моделирующий. Владею стратегией обучения учащихся по отдельным разделам курса;

4. Системно-моделирующий. Владею стратегией обучения учащихся системе знаний, умений и навыков по предмету в целом;

5. Системно-моделирующий деятельность и поведение. Педагог умеет не только научить, но и превратить свой предмет в средство формирования личности учащегося.

Таким образом, чем выше уровень мастерства преподавателя, тем скорее мы можем считать, что он работает в соответствии с развивающим способом обучения. Отметим, что при том или другом способе обучения применяются одни и те же методы обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Разница в том, что педагоги, работающие в традиционном стиле, не используют всю палитру методов и форм, уделяя главное внимание репродуктивным методам обучения и фронтальным формам организации деятельности учащихся на уроке. А те, кто пытается организовать уроки в развивающем стиле обучения, используют при решении учебных задач все методы (уделяя главное внимание проблемному, частично-поисковому) и все формы организации деятельности учащихся: и фронтальные, и индивидуальные, и коллективные (малые группы), и парные.

Изменения в обществе происходят теперь быстро, и выпускники учебных заведений, которых учили по традиционной системе, оказываются неконкурентоспособными на рынке труда уже до того, как им выдали диплом.

Для совершенствования педагогической системы важно все: и коррекция целей подготовки специалиста, и ее содержание, и использование современных технологий, включая компьютерные.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Игры с условной ситуацией для развития связной речи учащихся
Мы учимся вместе, друзья! Цель игры. Помочь учащимся скорее познакомиться с другом. Воспитывать у них доброжелательность, внимание к товарищам. Материал для проведения игры. Мяч среднего размера. Ход игры. Все ученики становятся в круг, учитель с мячом находится внутри круга. Он бросает мяч кому-ли ...

Констатирующий эксперимент и его анализ
Нами проводилось изучение состояния связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития, посещающих детский сад № 95 г. Красноярска. Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний – от единичной фразы до составления ...

Принцип природосообразности К.Д. Ушинского
На принципе природосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежит крылатый афоризм: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Он разъяснял, что прочно усваивается только то, что соответст ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru