Что такое современный урок и чем он отличается от традиционного? Этот вопрос всегда волновал педагогов. Ведь со сменой технологии и техники, общественных и социально-экономических отношений меняется и весь процесс обучения. Современный урок - это отнюдь не тот урок, на котором используются компьютеры, видеотехника и т.п. Даже при наличии самых современных технических средств обучения урок может оказаться традиционным и не отвечающим главному требованию - готовить специалистов, конкурентоспособных на современном рынке труда.
Изучив результаты многолетней дискуссии об уроке, опыт педагогов-новаторов, психолого-педагогическую литературу, свели в опорную схему сравнительный анализ существующих способов обучения. Конечно, этот анализ нельзя считать завершенным, так как смена технологий обучения - процесс непрерывный и происходит объективно, независимо от того, хотим мы этого или нет. Из схемы видно, что способы обучения отличаются, прежде всего, установками, целями, которые ставят перед собой общество, учебное заведение, отдельные педагоги. А уж от установки зависит выбор методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Например, цель «научить рассуждать на языке изучаемой дисциплины» включает и цель привычную, конечную, которую мы формулируем и для традиционного урока - сформировать знания, умения, навыки, забывая при этом, что, во всяком случае, этой цели мы можем достичь, если стремиться к главному - развитию профессионального мышления учащихся средствами своего предмета. Конечно, так работать сложнее. Необходимо овладеть не только тактикой, но и стратегией процесса обучения, для чего нужен более высокий уровень педагогического мастерства.
Психологи выявили и охарактеризовали эти уровни:
1. Репродуктивный. Умею рассказать то, что знаю сам;
2. Адаптивный. Умею приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
3. Локально-моделирующий. Владею стратегией обучения учащихся по отдельным разделам курса;
4. Системно-моделирующий. Владею стратегией обучения учащихся системе знаний, умений и навыков по предмету в целом;
5. Системно-моделирующий деятельность и поведение. Педагог умеет не только научить, но и превратить свой предмет в средство формирования личности учащегося.
Таким образом, чем выше уровень мастерства преподавателя, тем скорее мы можем считать, что он работает в соответствии с развивающим способом обучения. Отметим, что при том или другом способе обучения применяются одни и те же методы обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Разница в том, что педагоги, работающие в традиционном стиле, не используют всю палитру методов и форм, уделяя главное внимание репродуктивным методам обучения и фронтальным формам организации деятельности учащихся на уроке. А те, кто пытается организовать уроки в развивающем стиле обучения, используют при решении учебных задач все методы (уделяя главное внимание проблемному, частично-поисковому) и все формы организации деятельности учащихся: и фронтальные, и индивидуальные, и коллективные (малые группы), и парные.
Изменения в обществе происходят теперь быстро, и выпускники учебных заведений, которых учили по традиционной системе, оказываются неконкурентоспособными на рынке труда уже до того, как им выдали диплом.
Для совершенствования педагогической системы важно все: и коррекция целей подготовки специалиста, и ее содержание, и использование современных технологий, включая компьютерные.
Другое о педагогике:
Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания
В предыдущей главе, мы раскрыли вопрос о невозможности религиозного воспитания вне семьи. В этой части необходимо обратить внимание на взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания. Известно, что семья не одна имеет влияние на ребенка, рядом с семьей стоит знакомый и близкий социальн ...
Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию
речи
В современной методике русского языка существует множество подходов к пониманию сочинений по картине и к методике их проведения. В частности профессор А.В. Текучеврассматривает сочинения по картине в следующем аспекте: Это один из самых распространенных и давно применяемых в школе видов сочинения. ...
Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников
С целью проверки гипотезы была проведена опытно - экспериментальная работа, которая включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 классе МОУ СОШ №1 города Богородицка в период с сентября по март. В эксперименте принимало участие 7 ш ...