Развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования. Каждая из операций порождения связного высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях, постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текст.
Анализ литературных источников показал, что нарушение речи у умственно отсталых детей являются сложным дефектом, и охватывают практически все уровни речевой деятельности. Речевое развитие детей со стойко выраженным снижением познавательной деятельности, возникшем на основе органического поражения центральной нервной системы, т.е. с умственной отсталостью, осуществляется своеобразно и с большим опозданием.
В младшем школьном возрасте у детей с умственной отсталостью отмечается недоразвитие всех сторон речи: смысловой, грамматической, звуковой, а также бедностью словаря. Таким образом, нарушение речи у детей с легкой степенью умственной отсталости носит системный характер, то есть нарушенными оказываются все компоненты речи, такие как фонематический слух, звукопроизношение, лексико-грамматический строй и связная речь.
А так как связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности, которая отличается особыми признаками, носит характер систематического последовательного изложения какой-либо информации, представляет собой развернутое высказывание, то она формируется с отличительными особенностями. Недостатки ее формирования обусловлены непониманием логики событий, нарушением временных связей, соскальзыванием с темы, быстрой истощаемостью мотивов к речи. Развитие связной речи у данной категории детей, как и развитие других компонентов речи, осуществляется замедленными темпами и отличается характерными качественными особенностями. Недостатки и отставание становления устной речи детей с умственной отсталостью приводят к трудностям овладения всей школьной программой, затрудняет коммуникацию детей и отрицательно влияет на личностные качества, поэтому необходимо проводить коррекционную работу по формированию связной речи.
Формирование и развитие связной речи у учащихся с легкой степенью умственной отсталости происходит в процессе коррекционно-педагогического воздействия путем комплексной и систематической работы. Структура дефекта учащихся с легкой степенью умственной отсталости определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи. Основная задача занятий по развитию связной речи учащихся состоит в том, что бы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли.
Проведенный теоретический анализ позволил разработать методические рекомендации по развитию связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости, приемом развития связной речи был выбран пересказ. Подобранные задания позволяют формировать и совершенствовать связную устную речь учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Другое о педагогике:
Интегральная образовательная технология
Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, приняв экстенсивную форму, не привел к полному решению проблемы введения понятия «образовательная технология» в педагогическую науку: "Одна из причин видится в технологической необеспеченности процесса". Поэтому, по мнению В.В. Гузеева, н ...
Происхождение и развитие игры
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. Диапазон предложенных по истокам проявления игры концепций очень широк и уже рассматривался в отечественной философской и иной научной литературе. Проблема игры возникла ...
Методы и приемы физического воспитания детей дошкольного
возраста
Метод - (от лат. "Способ достижения цели") - система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения . Прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию ...