Пример: Детям раздаются карточки с изображаемыми предметами одежды, а они должны ответить на вопрос: "Что ты оденешь сегодня на прогулку?", употребляя в ответе то, что изображено на карточке: "Сегодня на прогулку я одену панамку, синее платье и туфли, или куртку, шапку и резиновые сапоги и т.д.".
3. Составление загадок.
Пример составления загадок детьми: Детям предлагаются карточки с изображаемыми предметами-отгадками, а им необходимо составить загадку, опираясь на внешние признаки предмета: "Два колеса, руль, рама, багажник (велосипед)", или на обобщающее слово "Домашнее животное, маленькое, пушистое (кошка)".
Конструктивные упражнения.
В конструктивных упражнениях дается речевой материал, грамматическая структура подбирается в процессе построения предложений.
Упражнения:
1. Распространение предложений;
Пример: Дается предложение: "У Кати есть мяч" Детям предлагается с помощью прилагательных распространить предложение: "У Кати есть зеленый мяч" или: "У Кати есть большой зеленый мяч". Или распространить предложение, пользуясь вопросами: "Поезд идет (какой?), (куда?)".
2. Восстановление деформированного предложения;
Пример: Дается предложение, где слова расположены в неправильном порядке: "Маше кукла купила мама". Учащимся предлагается расставить слова так, что бы получилось красивое и правильное предложение: "Мама купила Маше куклу".
3. Составление сложных предложений из двух простых или из предложений, включающих в себя однородные члены.
Пример: Дается два предложения: "Пошел сильный дождь. Все дети побежали домой" и предлагается составить из них одно предложение: "Пошел сильный дождь, и все дети побежали домой".
Творческие упражнения.
Творческие упражнения предполагают самостоятельное составление предложений учениками.
Упражнения:
1. Самостоятельное составление предложений по иллюстрации, серии иллюстраций.
2. Самостоятельное составление предложений по опорным словам.
Пример: Даются слова (мяч, игра, мальчик, девочка), с помощью которых предлагается составить предложение: "Мальчик и девочка играли в мяч".
3. Самостоятельное составление предложений по представлениям.
Пример: Дается тема для составления предложения: составить предложение о своем друге (о солнце, о любимом животном).
Таким образом, подготовительный этап является базой для формирования связной монологической речи.
II Этап - Основной
Одним из приемов развития связной речи является обучение пересказу. Цель обучения пересказу - это формирование у учащихся отчетливой и правильной устной речи.
Занятие по формированию пересказа имеет следующую типовую структуру:
1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4. Подготовительная беседа (разбор произведения). Ее цель: уточнение содержания, активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно. Разбор содержания текста проводится в вопросно-ответной форме. Вопросы составляются так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия, их последовательность и наиболее значимые детали повествования. Помимо этого проводится специальный лексический разбор, это способствует лучшему осмыслению детьми отраженных в тексте предикативных отношений и усвоению способов их языкового выражения.
5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: "Вслушивайтесь, как я читаю".
6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
7. Пересказ (3-7 человек). Можно вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
Другое о педагогике:
Программы организации работы с родителями в условиях
ДОУ направленной на физическое оздоровление дошкольников
Все проводимые программы по значимости участия в них родителей можно разделить на три варианта: 1. Ведущая, определяющая роль принадлежит инструктору по физическому воспитанию, воспитателям. Они готовят сценарий, план мероприятия, оформление, атрибуты, исполняют роли. Родители и дети участвуют в сп ...
Психолого-педагогические возможности ТСО. Применение ТСО в нетрадиционных
уроках информатики
В нетрадиционных уроках применяются так же технические средства обучения для более лучшего усвоения знаний. В учебно-воспитательном процессе ТСО (технические средства обучения) помогают создавать условия, необходимые для “живого созерцания“(приложение3, метод. Прием. Рекламное бюро). Отображая дейс ...
Разработка систем экспериментальных заданий по теме
«Кинематика твердого тела». Методические рекомендации по применению на уроках
физики
На изучение темы Кинематика отводится 3 часа, и включает в себя следующие разделы: Механическое движение и его относительность. Поступательное и вращательное движение твердого тела. Материальная точка. Траектория движения. Равномерное и равноускоренное движение. Свободное падение. Движение тела по ...