По мнению Б. Санто, инновационные процессы изменяют не виды деятельности, а их технологическую способность использовать в качестве прямой производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий – способность генерировать новое знание. Эти изменения знаменуют переход от «материальных» к «интеллектуальным» знаниям. Учёный пишет: «Инновация прошла во второй половине прошлого века через все свои детские болезни от ярлыка до стратегического фактора, чтобы в начале третьего тысячелетия превратиться в понятие, отражающее суть человеческой деятельности и проявления уникальной способности человека творчески вмешиваться в ход развития общества и, в первую очередь, в развитие самого себя» .
Образование сегодня не ограничивается стенами образовательного учреждения. Мир образования становится существенно иным. Образование заполняет собой всю человеческую жизнь, объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
Для инновационного образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX века:
- углубление межгосударственного сотрудничества в области образования, активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнёрства государств и отдельных участников;
- увеличение в образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счёт введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин.
- распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.
Опираясь на работы Бабанского Ю.К., Карташова П.И., Скаткина М.Н., Сластёнина В.А., Подымовой Л.С. в проблеме педагогических инноваций можно выделить два основных аспекта:
- внедрение достижений педагогической науки в практику образования;
- изучение, обобщение и распространения передового педагогического опыта.
В любой сфере деятельности и сознания человека наука и практика дополняют друг друга, обеспечивая развитие данной отрасли знаний человечества в целом. Следовательно, оба выделенных аспекта логично рассматривать как главные составляющие единого инновационного процесса, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой.
Существует характеристика этапов развития инновационного процесса В. С. Лазарева. В ней выделяют следующие действия:
- определение потребности в изменениях;
- сбор информации и анализ ситуации;
- предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
- принятие решения о внедрении, освоении;
- собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
Другое о педагогике:
Виды и примеры использования фонетических игр
Как уже было сказано выше, фонетические игры занимают важное место в процессе обучения английскому языку. Существует множество классификаций, подразделяющих игры по целям, которые они преследуют, по продолжительности, по уровню знаний, на который они рассчитаны. Среди отечественных и зарубежных пси ...
Диагностика умственного развития детей с патологиями речи в дошкольном
учреждении «Наш ребёнок»
Особую значимость исследования детей в данном детском учреждении приобретает в русле современного подхода к нарушениям психомоторного и речевого развития, в соответствии с которым ранняя диагностика и коррекция умственного развития детей является главным условием их эффективного обучения и воспитан ...
Педагогические условия формирования культуры
здоровья детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и
родителей
Условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного ( ...