Как уже было сказано выше, фонетические игры занимают важное место в процессе обучения английскому языку. Существует множество классификаций, подразделяющих игры по целям, которые они преследуют, по продолжительности, по уровню знаний, на который они рассчитаны. Среди отечественных и зарубежных психологов и педагогов внимания заслуживают такие авторы, как Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Ж Пиаже. Стоит также обратиться к современным исследованиям в этой области. М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида игр:
подготовительные игры, способствующие формированию речевых навыков;
творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.
В соответствии с этим, любая игра должна представлять собой либо помощь в овладении языком, либо помощь в совершенствовании навыков. Когда учащиеся ещё только учатся понимать речь, и им сложно выражать свои мысли, необходимо сделать так, чтобы в процессе игры они меньше говорили и больше двигались, и постепенно усложнять игры. Таким образом, у учеников не пропадёт мотивация из-за чрезмерной сложности заданий или из-за того, что у них что-то не получается. Но когда уровень учащихся будет уже достаточно высоким, чтобы они смогли выражать свои мысли, можно переходить на творческие игры, которые выполняют как образовательную, так и развивающую цель обучения.
При работе с младшими школьниками не следует заострять внимание детей на фонетике. Если они только начинают изучать язык, учителю следует подавать материал без использования таких слов как «транскрипция», «фонемы» и прочих; начать обучение следует в понятной детям в форме – рассказать им о звуках в форме сказки, а затем начать повторять эти звуки посредством игры.
В детском центре “Развитие” г. Херсона детям рассказывают «Сказку про язычок», в которой учитель знакомит учащихся со звуками, произнося их и дети пробуют повторять за ним. Для примера приведём отрывок из сказки: «У язычка в домике есть пол, потолок, стены и даже двери. На потолке у язычка есть горка, так понравилось сидеть на горке, что он запел: [l-l-l], [la,la,la]. Язычок очень любит, когда у него дома чисто. Он сидит на горке, и выбивает коврик, вот так:[t t]. Он проветривает свой домик, открывает дверь и дверь хлопает от ветра[w w w]. Вдруг пошел дождь и язычок спрятался в домик. Он сидит на горке и слушает, как по крыше стучит дождик [d d d]. А в корнях большого дуба живет старая мудрая змея, она так здоровается с язычком: [θ θ θ]. Чтобы ответить на приветствие, язычку снова нужно выглянуть из домика. Давайте попробуем: [θ θ θ] »
Такой метод работы над развитием фонетических навыков больше соответствует дошкольному этапу обучения, нежели начальному, так как она не требует почти никакой работы со стороны учащихся. Однако при возникновении определённых трудностей с тем или иным звуком её можно использовать и на начальном этапе обучения.
С младшими школьниками следует начинать с игр на развитие фонематического слуха, наличие которого необходимо при изучении английского языка, так как в нём существуют фонемы, совершенно не имеющие соответствий в русском языке, а также фонемы хоть и сходные с русскими, но все же отличающиеся от них в той или иной степени. Например, межзубные звуки, которые не имеет аналогии в русском языке, и для того, чтобы научиться произносить эти и подобные звуки правильно, нужно развивать фонематический слух. Использование таких игр и упражнений значительно облегчают процесс усвоения английской фонетики.
Фонемы английского языка принято делить на 3 группы относительного родного языка:
фонемы, совпадающие в английском и родном языках;
фонемы, похожие на фонемы родного языка, но отличающиеся от них рядом существенных признаков;
фонемы, аналогов которым в родном языке нет.
Рассмотрим эти три группы с точки зрения сравнения английского языка с русским:
Первая группа - [b], [g], [v], [f], [tʃ], [m]
Вторая группа - [p], [d], [t], [k], [z], [s], [ʒ], [ʃ], [h], [n], [l], [j], [ʌ], [e], [ʊ], [æ], [ɒ], [ɪ], [ɔ:], [ɑ:], [i:], [u:]
Третья группа - [ð], [θ], [dʒ], [r], [w], [ŋ], [ǝ], [ɜ:], [aɪ], [eɪ], [ɔɪ], [aʊ], [ǝʊ], [eǝ], [ʊǝ], [ɪǝ], [aʊǝ], [aɪǝ]
Соответственно и подходы к обучению разным группам фонем будут отличаться. С первой группой не будет никаких сложностей, они вводятся как фонемы, идентичные русским. А со второй и третьей могут возникнуть трудности, для них требуется определённые подходы знакомства учащихся начальных классов с незнакомыми фонемами, примером которых является детская сказка про язычок.
Другое о педагогике:
Использование элементов инновационных технологий на уроках английского
языка
Основной целью обучения иностранного языка на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Личностно-ориенти ...
Отбор учебного материала и структурно – логический анализ по теме:
«Сочетание плоскостной, объёмной и пространственной композиции в одной
композиции»
2.1 Конспект по теме «Сочетание плоскостной, объёмной и пространственной композиции в одной композиции» План конспекта: I. Введение в плоскостную композицию 1. Общие сведения о плоскостной композиции 1.1 понятие композиция 1.2 понятие плоскостная композиция 1.4 сфера использования плоскостной компо ...
Особенности формирования связной речи у детей с легкой
степенью умственной отсталости
Грубые недостатки речи умственно отсталых детей привлекали к себе внимание многих исследователей, таких как А. Бине, Э. Сеген, Т. Симон, И.Е. Эскироль и др. уже на самых ранних этапах становления дефектологии и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития. Так же больш ...